Главная Культура 00:17 08 Октября 2013 15522
Сталинград: крупный план

Фильм Федора Бондарчука отдает грандиозным фейерверком

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На этой неделе на экраны страны выходит щедро профинансированный (30 млн долларов) и отменно разрекламированный фильм «Сталинград». Это новое полотно режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского (они вместе делали фильмы «9 рота», «Обитаемый остров») в условиях строжайшей секретности уже было выдвинуто на американскую премию «Оскар». В самой же России картина, говорят, будет показана сразу на двух тысячах экранов. Такой массированной раскрутки наше кино еще не знало.

Широкого проката, впрочем, «Сталинград» заслуживает уже хотя бы потому, что это первый российский фильм в формате IMAX 3D, который так любят подростки — основные посетители кинотеатров. Война, которую до сих пор снимают порой в черно-белой гамме, и разудалое трехмерное изображение, которое больше пристало фантастическим боевикам, — многим казалось, что это две вещи несовместные. Бондарчук рискнул их совместить, достигнув, как мне кажется, весьма противоречивого творческого результата. Что касается результата коммерческого, то, не исключаю, он может оказаться и успешным.

Война в прочтении режиссера предстала на экране во всем своем жестоком, кровавом и страшном великолепии — как ни покажется кому-то странным такое определение. Багровые сполохи пожарищ во всю ширину экрана, изъеденные снарядами остовы домов (под Питером в натуральную величину выстроили декорации нескольких кварталов Сталинграда), охваченные огнем советские солдаты, на глазах превращающиеся в живые факелы, рукопашные схватки, похожие своей пластикой на восточные единоборства, пули, свистящие у зрительского виска... Все это пиршество современных экранных технологий ослепляет, оглушает, завораживает. И, как ни странно, в какой-то момент начинает заслонять от нас подлинный масштаб трагедии, силу и пронзительность человеческих драм, жестокую суть войны.

«Война — совсем не фейерверк», — писал поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий, и он знал, о чем говорил. Большое двухчасовое кино, претендующее на некое новое слово о войне, не может держаться на одних лишь визуальных, пиротехнических, технологических «фейерверках», оно нуждается во внятно прописанной истории, в крупных характерах, в осмысленной концепции. А с этим в картине Бондарчука не все ладно. Сюжет неловко петляет и хромает, герои прописаны большей частью бегло, концепция подменяется финальным пафосным текстом от автора о величии нашей победы.

Основой для фильма стали главы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», недавно экранизированного Сергеем Урсуляком, и это сослужило «Сталинграду» не лучшую службу. Видимо, желая уйти от сравнений с замечательным, выдержанным в строгой документальной стилистике сериалом Урсуляка, авторы «Сталинграда» стали уходить и от главных сюжетных коллизий, и, увы, от философской глубины великого романа. В итоге в грандиозную визуальную «оболочку» фильма оказалось вписано практически новое и чрезвычайно облегченное по отношению к первоисточнику содержание. Более того, временами даже возникает ощущение, что сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин умудрились собрать все ходовые штампы, которые только есть в современном кино.

Чего стоит, например, поединок фашистского и советского офицеров (Томас Кречман и Петр Федоров соответственно), который красной нитью проходит через весь фильм. Герои не раз встречаются в смертельной схватке, но всякий раз остаются живыми и невредимыми. И только в финале, в упор разрядив друг в друга магазины своих пистолетов, они сливаются в смертельных объятьях, символизируя, надо думать, бессмысленную гибельность войны.

Но в фильме «Сталинград» не только умирают (хотя вот странность — многочисленные смерти почему-то не трогают, не вызывают сочувствия и жалости), а еще много и пылко любят. Уже упоминавшийся немецкий офицер влюблен в изящно завитую блондинку Машу (Янина Студилина). Она сначала с гневом отвергает тушенку и ухаживания фашиста, но потом отдается во власть чувства, пока ее не найдет пуля русского снайпера: немецкой подстилке — собачья смерть. Пятеро советских солдат, в свою очередь, влюблены в юную девушку Катю (Мария Смольникова) — обитательницу дома, который они защищают от врага. Катя восхищается певческим талантом одного, спит на коленях у другого, целуется с третьим, учится стрелять из пулемета с четвертым, а зачинает ребенка, как выяснятся в конце фильма, почему-то от пятого, с которым любуется на охваченное сполохами взрывов небо, как будто это не страшное зарево войны, а праздничный салют. Зачатый в ту ночь ребенок вырастет (это произойдет за кадром) и в эпилоге фильма в составе бригады МЧС спасет немецкую туристку из-под завалов Фукусимы...

Все эти наивные сюжетные ходы, типовые мелодраматические клише, неловкие исторические параллели меньше резали бы глаз в рассказе о неком безымянном сражении Великой Отечественной. Но фильм называется «Сталинград». И эти отдающие оперной условностью сценарные решения, как мне кажется, резко диссонируют с горькой и страшной реальностью Сталинградской битвы. Где, напомню, с обеих сторон погибло более 2 миллионов человек, где от первой фашистской бомбежки города под завалами домов остались лежать 40 тысяч мирных жителей, где средняя продолжительность жизни советского солдата составляла менее суток. И пять пудов любви, щедро принесенных авторами фильма на алтарь экранной Сталинградской битвы, — не является ли это тревожным знаком того, что даже картины на военную тему все чаще становятся у нас всего лишь отлично продаваемым киношным продуктом? Который, не исключаю, неплохо конвертируется и на «Оскаре»...

Голос

Федор Бондарчук, постановщик «Сталинграда»

— Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX 3D-технологии сегодня позволяют добиться невероятно подробного и убедительного, да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой — помимо этого сознательно выбранного курса мы вернулись к классическому повествованию, к первоисточнику — к внутрикадровому монтажу, к длинным сценам и длинным планам. Когда ты решаешь всю сцену внутри двух длинных склеек, например.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9485
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?