Ровно 140 лет назад родился знаменитый русский архитектор Алексей Щусев. Самым известным и величественным творением его считается Мавзолей Ленина на Красной площади. Но вот что характерно: споры, которые время от времени разгораются с новым пылом, трудно назвать архитектурными.
Алексей Клименко, член экспертного совета при главном архитекторе Москвы
— Начнем с того, что автор проекта мавзолея не Щусев, а Исидор Француз, помощник нашего выдающегося архитектора. Это доказал искусствовед Селим Хан-Магомедов. Советская власть не хотела, чтобы публика знала о еврейском происхождении истинного автора, и творение приписали Щусеву. Вынос тела Ленина я бы назвал правильным шагом. И дело тут даже не в христианских правилах и не в пожелании Ильича быть похороненным рядом с матерью. Во-первых, поддержка мумии в приличном состоянии стоит немалых денег. А во-вторых, сохраняя все так как есть, Россия демонстрирует странную архаичность, по сути, языческую. В мире сохранилось немало мавзолеев с телами умерших, но в основном они в Юго-Восточной Азии. А в западных странах давно избавились от этого обычая.
Леонид Радзиховский, публицист
— К мавзолею как к архитектурному сооружению отношусь с большим уважением. Сама постройка отсылает нас к древним усыпальницам. Вначале это казалось дикостью, но за почти столетие мавзолей стал неотъемлемой частью Красной площади наряду с собором Василия Блаженного и Историческим музеем. Пожалуй, внешне мавзолей будет даже поинтереснее Исторического музея. Выносить Ильича затея глупая. Мавзолей Ленина, где никого нет — нонсенс. Можно снять слово «Ленин». Но будет еще хуже. Мавзолей строился как могила конкретного человека. Не надо убирать того, ради кого он строился. Идея, что после выноса тела Ленина в России все пойдет как по маслу — повод для вмешательства психиатрии. Об оскорблении чувств верующих речи тоже нет: мавзолей — не религиозное сооружение. Равно как и Красная площадь не религиозное место. Может, тело Ленина на площади оскорбляет чьи-то вполне светские чувства? Так история вообще оскорбляет много чувств. Мои чувства оскорбляет имя Сталина. Вырежем его из всех учебников и фильмов? И вообще: «мавзолейная» тема есть сознательное отвлечение нашего внимания. Давайте лучше поговорим о пенсиях и здравоохранении!
Павел Пожигайло, председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия ОП
— У истории своя закономерность. И революция есть не итог заговора каких-то авантюристов, за ней масса предпосылок. Мавзолей, Ленин, Сталин, Николай II, Столыпин — это все наша история. Вынеси тело Ленина — полетят головы других персонажей. А вид Мавзолея давно стал органичной частью ансамбля Красной площади. Не надо отвлекаться на разговоры о теле Ленина. В стране много других проблем, связанных с нашей культурой. Так, неделю назад из старого дома в Переделкино выселили семью Айтматовых... И об этом молчок.
Антон Тишин, специалист по мониторингу СМИ
— Мы ходили в мавзолей, отстояв большую очередь. Но в ней были большей частью иностранцы. Россиян эта тема не интересует в принципе, а для гостей Москвы мавзолей с мумией стал одной из главных достопримечательностей. А достопримечательности бывают во всем мире и странные, в этом нет никакого ущерба для престижа страны. Так что пусть творение Щусева остается как есть, со всем содержимым.
Галина Маланичева, председатель ВООПИиК
— К мавзолею я отношусь положительно. Напомню, что наряду с Красной площадью и рядом других ее объектов он также охраняется ЮНЕСКО. Мы должны сохранить его без каких-либо изменений.