20 лет назад, в 1991 году, Верховный совет Карелии принял судьбоносное для острова Валаам и Русской православной церкви решение о возвращении всех храмовых и административно-хозяйственных зданий Спасо-Преображенскому монастырю. Первые шесть монахов прибыли туда на два года раньше. Сегодня Валаам не просто красивейший архипелаг на Ладоге со скитами и монахами — это символ возрождения всей России. Как начать все с нуля? Чем живет Валаамская обитель после своего второго рождения? Все ли находят знаменитую благодать на намоленном острове? На эти и другие вопросы «Труду-7» ответил наместник монастыря, епископ Троицкий Панкратий (в миру — Владислав Петрович Жердев).
Израненный рай
— Владыка Панкратий, какой силой больше возрождается Валаам — духовной или физической?
— Как сказал один старец, труд и молитва — точно два весла у лодки. В прежние времена на Валааме действовали небольшие заводы — смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма. Сейчас мы восстанавливаем монастырское хозяйство. То же самое, кстати, происходит и в масштабах всей церкви — идет, так сказать, становление церковной экономики. То, что народ созидал веками, нам нужно возродить за десятилетия. Это тяжелейший труд. Меня спрашивают: «Может быть, надо отреставрировать не все церкви, а только часть их, и служить там?» Но как ходить по попранной, поруганной святыне? Разве можно оставаться спокойным, взирая на почерневший, разрушенный храм? Душа верующего не может терпеть такое.
— Патриарх Алексий II сравнил по значимости возрождение
— Немного на земле есть таких мест, как Валаам. Неслучайно он был назван Северным Афоном. Но даже афонские монахи, приезжавшие к нам, называли этот удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем книги Ивана Шмелева и Бориса Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо во всей его неповрежденной красоте.
Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные — намоленность. Валаам освящен Божьей благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель.
Сюда приезжало множество паломников из всех слоев русского общества — через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения соприкоснуться с миром иным, горним (то есть небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас. Но для того, чтобы возобновилось духовное служение Валаама России, нужно воссоздать все его храмы, скиты, кельи и мастерские.
Работы по реставрации
Они возобновились только в 1999 году. Пришлось многое писать заново — по образцам... Во время реставрации бывают разные случаи. К примеру, на одной из фресок сильнее прочих изображенных персонажей пострадала фигура Иуды — осыпалась краска. Художники нарисовали нового Иуду: с модной стрижкой и с нимбом. Я спросил: «А
Жемчужина в камне
— История Валаамского монастыря знает трагические периоды: в
— Коммунисты были хуже шведов. Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в
Но настоящий вандализм начался в
— Значит, вы против туризма на Валааме? Он ведь приносит монастырю немалый доход.
— Доходов от приема туристов и паломников хватает только на жизнеобеспечение. Жизнь на острове дорогая, ведь все нужно привезти с материка. При советской власти выделялись деньги из бюджета, а сейчас остров существует благодаря туризму и паломничеству. Монастырь зарабатывает на жизнь книгоизданием, продажей икон и церковной литературы, другими традиционными для церкви способами. Но дело не только в деньгах. Мы за туризм, который не вредит природе, архитектуре и монастырской братии. То есть приезжайте, смотрите, только ведите себя
Валаам — это «проповедь в камне». А монастырское общежитие — «проповедь жизни». То, к чему люди стремятся, во что верят, они видят у нас воочию.
Жизнь через стенку
— Не все приезжие ведут себя рядом со святынями как подобает: некоторые пьют пиво, развлекаются кто как может. Это само по себе варварство, но еще и искушение для монахов. А как же молитвенное уединение и аскеза?
— На то и искушение, чтобы его преодолевать. Контакты с миром неизбежны, хотя бы ради восстановления храмов. Но вы правы: такие встречи могут повредить душе монаха. Не все в монастыре выдерживают искушения. Некоторые видят, что ошиблись в выборе пути, и оставляют обитель, а мы стараемся насколько возможно уменьшить это зло.
— Туристы осаждают Валаам лишь в теплое время года. Но на острове есть и местное — невоцерковленное — население. В этой среде попадаются люди не самые благополучные. Парадоксальная картина: не так давно в кельях, стенка через стенку, жили опустившиеся маргиналы и монахи. И те и другие уживались в пределах одной обители.
— Так сложилось исторически. Большинство местных жителей — потомки сосланных инвалидов и тех, кто их обслуживал. Среди них есть достойные люди — они трудятся в лесхозе, на электростанции, в пожарной части. А были и, как вы говорите, маргиналы. Монашеский уклад им был не пример. Я и сам прошел через это — поселился в келье, где за стеной жил один из самых отъявленных хулиганов на острове. Он пытался вешаться, бил жену и любовницу железным прутом. Выносить это было тяжко, но Господь укреплял: В монастыре строгий устав, молитва идет ночи напролет, даже в праздники и воскресные дни. Это требует напряжения всех сил — и духовных, и телесных. А в минуты отдыха за стеной кельи — скандалы. Бывало, что приходишь на молитву, а за окном своя «всенощная».
— В чьих руках туристический бизнес на острове?
— Обслуживанием туристов и паломников занимается паломническая служба монастыря. А турфирмы заключают с ней договоры на показ монастырских памятников. Бывает и так, что
— Вы сожалеете, что мирское население не всегда желает жить по церковным канонам. Но монастырь — мощный духовный центр. Казалось бы, он должен притягивать души: К вам часто приходят за советом и молитвой?
— Таких прихожан в монастыре немало. Кто молится каждое воскресенье, кто по
Благодать или аура?
— Каждый приезжает на Валаам со своей целью: кто поклониться святыням, кто просто развлечься, осмотреть достопримечательности. Но почти все отмечают там особую духовную атмосферу. Или, как говорят, ауру...
— Аура — понятие неправославное. Мы называем то, о чем вы сказали, благодатью, имея в виду энергию, посредством которой Бог действует в нас. Благодать привлекается исполнением заповедей, молитвой, аскезой, праведной жизнью. Благодать сообщается святым людям, которые этой силой могли совершать чудеса. Благодатью освящаются даже неодушевленные предметы и целые местности. Мир, покой, желание помолиться возникают в душе при их посещении… И наоборот — там, где были языческие капища, где идолам или демонам приносились жертвы, иногда даже человеческие, до сих пор присутствует темная, отрицательная энергия, как бы «злодать». Видимо, подобно тому, как при храме, даже разрушенном, стоит ангел, в этих мрачных местах витают демоны. Но, как мы знаем из житий многих святых, подвижники силою благодати изгоняли их.
— Но
— Мы знаем, что места для строительства храмов и монашеского подвига без молитвы не выбирались. Но стать святым, приблизиться к Богу человек может в любых условиях. Путь к совершенству можно начать везде — об этом свидетельствует тысячелетний опыт церкви, которая прославила в лике святых многих царей, патриархов, монахов, простых людей и таких особого рода подвижников, как юродивые, которые не имели ни дома, ни семьи, иногда даже одежды. Мы почитаем мучеников и исповедников, сохранивших верность Христу в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей. Не место освящает человека, а человек, стяжавший благодать Божию, освящает его.