Главная Культура 00:10 08 Мая 2015 5724
Карен Шахназаров: Двое в степи и другие действующие лица

В канун Дня Победы на экраны выходит фильм «Дорога на Берлин». Обозреватель «Труда» поговорил с мастером о новом фильме

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

В канун Дня Победы на экраны выходит фильм «Дорога на Берлин». Несмотря на громкое название, это не блокбастер с танковыми боями и руинами поверженного Берлина, а камерная военная драма. В ее основе — повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи». Поставил фильм молодой режиссер Сергей Попов. Автором идеи, продюсером и худруком проекта выступил известный кинорежиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен ШАХНАЗАРОВ. Обозреватель «Труда» поговорил с мастером о новом фильме. И не только о нем.

— Карен Георгиевич, это уже второй фильм в вашей судьбе, связанный с творчеством Казакевича. Лет 10 назад под вашим руководством Николай Лебедев поставил фильм «Звезда» по одноименной повести писателя. Почему вы вновь обратились к его книгам? Все-таки Казакевич — фигура не первой величины, как, скажем, Константин Симонов или Василь Быков.

— Тем не менее Казакевич, по моему убеждению, относится к числу лучших советских писателей, творчество которых посвящено войне. Его книги — простые, ясные, человечные, в них есть правда очевидца и участника. И, что немаловажно, они хорошо поддаются переложению на язык кино. Это относится и к прекрасной повести «Двое в степи», впервые напечатанной в 1947 году.

Неслучайно когда несколько лет назад я задумал снять кино на военную тему, то остановился на этой вещи. Уже был написан сценарий, но тут я увлекся романом современного прозаика Ильи Бояшова «Белый тигр», в котором был неожиданный сплав военного реализма и мистики, и в итоге экранизировал его. А сценарий по Казакевичу ждал своего часа. Я не то чтобы к нему охладел, но делать вторую подряд картину о войне мне не захотелось: я и эмоционально, и физически выложился на «Белом тигре». «Но не пропадать же хорошему сценарию», — сказал мой друг и сопродюсер этого проекта Александр Литвинов. И мы стали искать режиссера для постановки фильма.

— Не было соблазна доверить картину вашему сыну, начинающему режиссеру Ивану Шахназарову?

— Нет, Иван, при всей моей понятной родительской любви к нему, еще не созрел для постановки серьезного фильма о войне. Тут нужен опыт — и профессиональный, и житейский. В итоге мы остановились на кандидатуре Попова. Сережа — мой ученик, поставил несколько фильмов и сериалов, в том числе «Фурцеву», так что обладал необходимыми навыками. Его, в свою очередь, увлекла история о двух затерявшихся в степи и хаосе войны бойцах, один из которых приговорен к расстрелу за серьезный проступок, а другой конвоирует его к месту исполнения приговора. В итоге получился драматичный, горький, но и жизнеутверждающий фильм о долге, чести, подвиге...

— Титры гласят, что в фильме использованы дневники Константина Симонова...

— Дневники Симонова послужили хорошим подспорьем для создания атмосферы первых лет войны, подсказали ряд точных деталей. Например, в фильме есть сюжетная линия, когда герои спасают тяжелораненого летчика, выносят его к своим. А летчик, придя в себя после операции и узнав, что ему ампутировали ноги, стреляется. Это из Симонова. А одну, как мне кажется, пронзительную сцену, когда герои фильма находят погибшую обнаженную девушку и накрывают ее солдатской шинелью, я позаимствовал из устных рассказов моего отца.

— Вижу, что вы внимательно опекали эту картину.

— Да, это очень важная для меня работа. Как в свое время чрезвычайно важной была «Звезда». Тогда лет на 10 о войне вообще перестали снимать кино, видимо, считалось, что это отработанная тема. «Звезда» Николая Лебедева и вышедший примерно в то же время фильм «В августе 44-го» Михаила Пташука показали, что это не так. Неслучайно эти картины имели большой общественный и зрительский резонанс. Сегодня военная тема заслуженно вернулась на экраны. Лично мне кажется важным, чтобы о войне снимали и молодые режиссеры — такие, как Лебедев, Попов. Другое дело, что им надо помогать, чем я в меру своих сил и занимался. Утверждал актеров, смотрел рабочий материал, порой настаивал на том, чтобы переснять неудавшиеся сцены — а они были и в «Звезде», и в «Дороге на Берлин». Но в итоге я доволен результатом: картины у ребят получились такими, какими они нами задумывались.

— Не боитесь упреков в «советскости» фильма «Дорога на Берлин», в отсутствии в нем наших сегодняшних представлений о горькой изнанке войны?

— Я вас удивлю, но должен сказать, что литература, созданная в период между окончанием войны и смертью Сталина, остается для меня самой интересной и глубокой из того, что было написано о Великой Отечественной. Произведения того же Казакевича, Симонова, «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Волоколамское шоссе» Бека, опубликованные по горячим следам событий, показывали войну во всей ее жестокости, но при этом в них присутствовал и пафос победителей, увы, сильно утраченный нами в последнее время. Горькая правда о войне стала сворачиваться при Хрущеве и особенно при Брежневе. Я думаю, такая повесть, как «Двое в степи», в которой 20-летнего парня ведут на расстрел, вряд ли могла появиться во времена Леонида Ильича.

— На мой взгляд, главные произведения о войне были написаны все же в 1960-1970-е годы. Имею в виду прозу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Бориса Васильева... А новое время подарило нам выдающийся, как мне кажется, роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, в котором правда о войне вышла на принципиально иной уровень...

— У меня сложное отношение к этому роману. Мне кажется, Астафьев здесь отдал дань бытовавшей в 90-е годы моде на «разоблачение кровавого советского режима». Мне по-прежнему гораздо ближе, скажем, его поэтичная и горькая пастораль «Пастух и пастушка», в ней есть жизненный объем, любовь к героям.

— Вам кажется, что Астафьев сгустил в своем последнем романе краски?

— Не стану вдаваться в анализ романа «Прокляты и убиты». Но мой отец-фронтовик сказал, что по большому счету это неправда. А ведь отец прошел войну от и до. Командовал артиллерийской батареей, участвовал в освобождении Севастополя, Минска, Литвы, брал Перекопский перешеек, Кенигсберг. Был одно время командиром разведки артиллерийской бригады. Год просидел в окопах вместе с пехотой. Все видел, все прошел. И не принял роман Астафьева. Так что я скорее доверюсь в этом вопросе отцу.

— Вы часто обсуждали с отцом военные фильмы, книги?

— Не могу сказать, что папа любил военное кино. Да, он смотрел его, был в курсе. Но вообще-то он предпочитал музыкальные фильмы. Отец как-то сказал мне: «В войне, как ни странно, была своя романтика. Мрачная, но романтика». Восприятие жизни, в том числе и войны, зависит еще и от характера человека. Кто-то видит одну сторону событий, кто-то другую. Мой папа был воспитан на романах Дюма. И когда совсем молодым человеком попал на фронт, то воспринял войну еще и как романтичное приключение. Может, поэтому ему было легче пережить страшный драматизм войны.

— Завершая разговор: что для вас значит эта дата — 70-летие Победы?

— Лично для меня это святой день. Воспринимаю его как дань памяти поколению наших родителей. Четыре года войны, победа СССР и стран антигитлеровской коалиции — событие, равного которому в истории человечества не было. По размаху военных сражений. По накалу людского горя. По масштабу цены, заплаченной за избавление мира от нацистской чумы. Вы только представьте себе на минуту, что было бы с цивилизацией, если бы Гитлер не обломал зубы в боях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, если бы он дошел за два месяца до Урала, как планировал. Другой силы, которая сломила бы хребет фашизма, в мире на тот момент не было. Ни Англия, ни США без СССР были бы неспособны противостоять гитлеровской машине. И распростерся бы Третий рейх от Атлантики до Урала. За то, что этого не случилось, мир должен быть благодарен Советскому Союзу, который внес решающий вклад в победу. У меня сомнений на этот счет никогда не было. Нет их и сегодня.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9677
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7304
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?