Всемирный банк пообещал Украине возобновление роста ВВП уже с 2015 года. По разумению ВБ, начатые реформы дадут результат. Но до той счастливой поры надо еще дожить. Между тем гривна по отношению к доллару упала почти на 40% и останавливаться не собирается.
ВБ требует от новых властей Украины быстрых реформ — советует поменьше внимания обращать на проблемы населения и скорее осуществлять меры «жесткой экономии»: срезать бюджетные расходы, особенно в социальной сфере, повышать тарифы и налоги. При этом эксперты банка пребывают в абсолютно иррациональной уверенности, что инфляция на Украине составит в этом году... лишь 15%. Как такое возможно при обвале национальной валюты, никто не уточняет, как никто даже не пытается описать отраслевую структуру предполагаемого «роста».
Считается, что для инвестора дешевая рабочая сила — что мед для пчелы. Хрестоматийный пример: стоило Китаю в 1980-е обеспечить капиталу 20% скидки от мирового уровня оплаты труда, как инвестиции полились в страну спасительным дождем. Обвал гривны, казалось бы, дает инвесторам огромную скидку на украинскую рабсилу. Да вот беда: мировая экономика еле дышит, создавать новые производства никто не стремится. Так что украинцам придется выживать в экстремальных условиях — покрывая 40% роста тарифов на тепло и 73% — на газ из своих вдвое понизившихся реальных доходов. Заграничные потребительские товары при этом будут дорожать вместе с долларом, а местные продукты питания уже выросли в среднем на 10%, и это только начало.
Цены вообще догонят на Украине «мировой уровень», причем так быстро, что еще до осени это может убить внутренний спрос.
Под ударом сейчас находится даже пищевая промышленность страны, единственная «незалежная» отрасль, поступательно развивавшаяся после 1991 года. Населению Украины впору задуматься о куске хлеба — огороды имеют далеко не все горожане, а зарплата не выплачивается уже очень многим. Осталось подождать, пока люди согласятся работать за тарелку супа...
США и ЕС с таким азартом боролись за Украину неспроста: предприятия здесь очень интересны бизнесу, скоро их можно будет скупить за бесценок. Причем многие — исключительно ради закрытия, чтобы не мешали иностранным конкурентам. Не могу, однако, не напомнить еще один хрестоматийный факт: портфельные инвестиции (то есть деньги на покупку предприятий) крайне редко вызывают экономический рост. И вообще это миф — будто инвесторы готовы вкладывать деньги в гибнущие экономики и спасать их. Нет, эти быстрые ребята идут туда, где живет сильный, желательно еще и «растущий» покупатель. На Украине же идет распад рынка, ни о каких 3% роста ВВП в 2015 году говорить не приходится.
И заметим, как ненавязчиво этот прогноз оказался вдвое ниже тех 6% роста, которые все те же брюссельские ненаучные фантасты не так давно твердо обещали Виктору Януковичу за подписание договора об ассоциации с ЕС...
Власти Украины даже не пытаются остановить падение гривны. К тому же их успокаивают советники из МВФ и ВБ: мол, гривна должна обвалиться до «естественного уровня». Однако вот незадача: вместе с гривной опускается важнейший драйвер развития экономики — спрос на товары местного производства. А сужение рынка способно давить на курс, опуская его все ниже и ниже...
В авиации это называется «войти в штопор». Войти легко, а выйти — редкое чудо. Лично я в чудеса не верю. Структурные реформы, навязанные Украине западными режиссерами, только усилят кризис, а он оставит после себя пустыню. А насчет гривны вот мой прогноз: за год она вполне может потерять к доллару и все 60%.