Повествование о докторе Преображенском, который трансплантировал потерявшим привлекательность дамам и старикам-импотентам половые железы обезьян, а бездомному псу пересадил гипофиз человека, оказывается, весьма напоминало секретные эксперименты, проводимые в это время в Советском Союзе. В начале 20-х годов прошлого века профессор биологии Илья Иванов поставил "революционную" задачу скрестить человека с обезьяной. И это ему почти удалось...
В 1924 году умер Ленин. Считалось, что вождь мирового пролетариата преждевременно состарился, потому что отдавал народу все свои силы. Эта проблема сильно беспокоила руководство Страны советов. Ведь им тоже приходилось "гореть на работе", после чего сил на продолжение рода почти не оставалось. Личный врач Ленина доктор Розанов, пытавшийся заниматься проблемой омоложения высшей партийной номенклатуры, в 1925 году подал Сталину уведомление о том, что нуждается в двух здоровых гориллах или шимпанзе для операции по пересадке их половых желез людям. В качестве "человеческого материала" были выбраны два высокопоставленных коммуниста. Доподлинно неизвестно, о ком конкретно идет речь, но чаще других Розанова навещали сам Сталин и Зиновьев. Не исключено, что они были кандидатами "на пересадку". Однако провести эксперимент так и не удалось.
Второе соображение, по которому руководство поддерживало смелые эксперименты, было, как водилось у большевиков, глобальным. Отцу народов и его ближайшему окружению была симпатична идея скрещивания человека с обезьяной. Такие "гибриды", обладающие прекрасным здоровьем, выносливостью и высокой производительностью, были бы послушны воле "хозяина". Они могли бы обитать в специальных колониях или резервациях, питаться пищевыми отходами, работать от зари до зари и беспрекословно повиноваться любому приказу. Для таких существ ГУЛАГ был бы не нужен... Руководство опытными работами было поручено профессору Иванову. Он взялся за дело с энтузиазмом.
18 сентября 1925 года профессор Иванов направляет народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому докладную записку, в которой просит "...в интересах науки и пропаганды естественно-исторического мировоззрения в массах" выделить на эти эксперименты 15 тысяч тогдашних (куда более полноценных, чем нынешние) долларов. Записка поступила в Академию наук, на заседании которой в присутствии таких "звезд" науки, как академики Карпинский, Стеклов, Ферсман, Павлов, Иоффе, было "...предложено поддержать идею необходимости работ профессора Иванова, признав за ними большое научное значение..." Для проведения столь важных работ Иванову потребовалось совершить путешествие в Африку. Путешествовали по джунглям в гамаках, которые на бамбуковых палках несли туземцы. Изучали обстоятельства изнасилования черных женщин самцами горилл. С интересом искали возможное потомство. Ловили шимпанзе сетями, специально сделанными в Париже. Ставили опыты по осеменению самок-шимпанзе. Ввиду того, что женщины-туземки отказывались оплодотворяться от самцов-шимпанзе, выписывали из Габона пигмеек, которые, видимо, были более сознательными. Опыты, правда, полной удачей не завершились. У туземок не родилось ничего, а забеременевшие самки-шимпанзе, перевозимые на пароходе в Сухуми, не вынесли тягот и лишений морского пути и издохли...
Спустя два дня после прибытия ученых в Страну советов Главнаука РСФСР сообщила всем московским газетам: "проекты" Иванова И.И. решительно отклонены. Публично было отказано и в финансировании.
Еще через несколько дней в газетах появляется обращение профессора Иванова. Оказывается, он надумал переехать со всей своей лабораторией в Западную Африку и призывал добровольцев следовать за ним. Иванов не скрывал главной цели - создать человека-гориллу. Уже из Африки Иванов писал друзьям в Москву: "Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и поставить опыты обратного скрещивания... Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище... Возможности использования безграничны - от работы в сырых забоях до солдатской службы".
НКВД не простил Иванову такого самовольства. Ученый был вызван в Москву якобы для переговоров о продолжении работ. Профессор был арестован на вокзале и доставлен на Лубянку. Вскоре он получил пять лет лагерей, но не протянул там и половины срока. Он умер 20 марта 1932 года от атеросклероза и туберкулеза. Казалось, фантастическая работа закончилась полным крахом. Однако не будем спешить с выводами.
Сорок лет назад научную общественность Запада всколыхнуло сообщение бельгийского криптозоолога Бернара Эйвельманса, который описал вмороженного в ледяную глыбу "человека", виденного им на ярмарке в США. Зная об опытах российского "Мичурина от зо-ологии", Эйвельманс начал поиск возможных свидетелей. И обнаружил во Франции и США нескольких эмигрантов, сбежавших из СССР за рубеж и отсидевших многие годы в советских концлагерях. Они утверждали, что "тянули срок" - кто за отказ осеменять горилл и шимпанзе, кто за принципиальное несогласие работать с Ивановым. По их мнению, СССР полным ходом проводил программу создания гибридов человека с приматами. Опыты вроде бы проводились в больничном управлении ГУЛАГа, где и отбывал свой срок опальный профессор. Русские, полагает Эйвельманс, вывели расу обезьянолюдей ростом 1,8 м, покрытых шерстью, обладавших геркулесовой силой, и труп, сохраненный Хансеном, мог быть гибридом человека и обезьяны."Можно только гадать: что стало с ними после закрытия лагерей? - пишет Эйвельманс. - Они были уничтожены или умерли своей смертью? Не ушли же они в Гималаи и не стали одной из разновидностей йети..."
Почему бы и нет? Ведь вразумительного объяснения феномену "снежного человека" нет по сей день. Может быть, тайна кроется именно здесь?
Некоторые ученые, впрочем, скептически относятся к рассказам о возможности получения гибридов обезьяны и человека. По словам директора Медико-генетического научного центра Российской академии медицинских наук (РАМН), академика, доктора биологических наук, профессора Владимира Иванова (однофамильца И.И. Иванова), "все сведения о якобы имевшихся результатах удачного скрещивания обезьяны и человека и получении от них жизнеспособного потомства не имеют ни единого научного подтверждения".