Главная Культура 00:17 08 Февраля 2019 10561
Гудит завод. А нам-то что за дело?

В своем новом фильме Юрий Быков исследует природу русского бунта

Леонид Павлючик
Кадр из фильма «Завод» с сайта kinopoisk.ru

Давно ли вы видели на наших экранах — большом или телевизионном — кино про рабочий класс? Можете не отвечать: легче в Подмосковье встретить снежного барса. А существует ли он вообще, этот рабочий класс, на белом свете? Оказывается, существует — со своими бедами и надеждами. А теперь есть и кино: фильм «Завод» Юрия Быкова после долгого и трудного производства наконец-то выходит к зрителю.

Завод в российской глубинке. Большой, старый, дымный, где с утра до вечера «куют что-то железное». Однажды хозяин предприятия, олигарх Калугин скучным голосом сообщит рабочим, что завод убыточен, его пора закрывать. Задержанную за полгода зарплату обещает выплатить позже, когда появятся деньги. Работяги привычно ропщут в раздевалке. И только один из них — ветеран локальных войн по прозвищу Седой — предлагает дерзкий план: захватить олигарха в заложники. И пусть его подручные привезут в качестве выкупа заработанные людьми деньги. Сказано — сделано. Назавтра лощеный олигарх, вынутый вооруженными рабочими из мерседеса, оказывается запертым в заводской подсобке. Так боевито и лихо начинается фильм «Завод».

Постановщик фильма Юрий Быков сам родом из провинции, из небольшого города в Рязанской области. Беды и боли современной России чувствует кожей, всеми своими оголенными нервами. Человек искренний, живой, увлекающийся, он снял нашумевшие фильмы «Майор» и «Дурак», которые создали ему репутацию мастера социального, проблемного кино. Потом вдруг поставил откровенно заказной, пропагандистский сериал «Спящие», в котором без искры таланта и без толики вдохновения разоблачил «продажную либеральную плесень». После устроенной ему в соцсетях обструкции покаялся, даже хотел насовсем уйти из кино, но публика (а у Юрия Быкова есть свой преданный зритель) не отпустила.

В «Заводе» режиссер вернулся к себе прежнему — смелому, честному, истовому и искреннему, рубящему правду-матку о состоянии дел в России. Сюжет нового фильма взял не с потолка. Известна страшная статистика: за годы, прошедшие со времен развала СССР, в стране остановились порядка 30 тысяч средних и крупных заводов. А значит, миллионы людей потеряли работу и были выброшены на улицу — чаще всего без средств к существованию...

Другое дело, что с оружием в руках требовать у олигархов или властей справедливости в реальной жизни, а не в кино, мало кто отваживался. Нынче даже мирная забастовка или митинг, право на которые даровано Конституцией РФ, считаются криминалом. Видимо, «взрывоопасный» сюжет стал причиной того, что министерство культуры РФ в свое время отказалось финансировать сценарий. Но Быков — человек упертый. Он нашел независимых продюсеров, подключил европейские кинофонды и в итоге снял фильм, который потянул на 1 миллион евро. Как выяснилось, совсем не радикальный и отнюдь не зовущий Русь «к топору».

Это стало ясно еще в прошлом году, а точнее, на фестивале в Торонто, где состоялся первый показ «Завода». Экстремизма в фильме тогда никто и близко не обнаружил. Что касается художественного качества «Завода», то отклики критиков были разными. От похвал, что, дескать, Быков снял первоклассный боевик в стиле азиатского гангстерского кино, до размашистой хулы, что, якобы, фильм «подтверждает статус серьезной неудачи, которая никак не должна длиться даже минутой дольше, чем полтора часа» («Завод» идет 1 час 50 минут). Где же истина? После премьеры фильма в кинотеатре «Иллюзион» мне стало ясно, что истина, как водится, где-то посредине.

Начну с очевидного: Быков снял брутальное, сугубо мужское кино. Ведь кроме группы рабочих, с дробовиками и обрезами захвативших в плен Калугина, в фильме вскоре появляется бригада вооруженных охранников олигарха, по сути, бандитов, приехавших спасать босса. А кто-то неизвестный (его имя выяснится ближе к финалу) вызвал к заводской проходной еще и спецназ, тоже экипированный по полной боевой выкладке. Такое столпотворение вооруженных людей на одном пятачке не могло, увы, не закончиться кровавой развязкой...

Левак по убеждениям, как он однажды признался мне в интервью для «Труда», Быков, разумеется, не испытывает симпатии к жирующему олигарху, его покровителям и наглым подручным. Но и, вопреки вероятным опасениям чиновников минкульта, совсем не поэтизирует восставших рабочих. Вслед за Пушкиным, которого режиссер часто поминает в своих публичных выступлениях, он не находит оправдания русскому бунту, бессмысленному и беспощадному. В пролившейся крови режиссер усматривает как вину кровососа-олигарха, не думающего о народных бедах, так и вину обиженного на весь мир вожака бунтарей, который подбил мирных людей на противозаконные действия и в итоге спровоцировал бойню в заводских цехах.

При этом, независимо от своих политических симпатий и антипатий, всех участников развернувшейся в фильме драмы режиссер старается показывать правдиво и объемно. На то он и художник, а не политикан. Но героев в кадре много, экранного времени мало, подробно прорисовать всех персонажей не получается. Поэтому Быков пишет свое «батальное полотно» жирными, а зачастую попросту грубыми, торопливыми мазками. Тех, кто любит в кино полутона и оттенки, психологические нюансы, «Завод», боюсь, разочарует своей прямолинейной драматургией, лапидарной обрисовкой характеров.

Больше всего в фильме повезло Калугину, которого Андрей Смоляков играет сильным, умным, волевым, но и откровенно циничным человеком, которому плевать на нужды рабочих. Хуже прописан Седой (его играет харизматичный Денис Шведов), который из народного заступника, заводского Робин Гуда по ходу фильма внезапно превращается в провокатора, преследующего свои, не очень понятные ему самому (и нам) цели. И уж совсем туманными показались мне взаимоотношения Калугина и главаря охранников по кличке Туман (Владислав Абашин), хотя по признанию Юрия Быкова на пресс-конференции, именно эта линия была ему особенно интересна.

Несмотря на то, что режиссер долго готовился и упорно шел к своему фильму, в окончательном виде «Завод» смахивает на черновую сборку. В фильме много сюжетных неловкостей и неясностей, в частности, у многих журналистов вызвал вопросы мутный, скомканный финал. По жанру «Завод» зависает между социальной драмой и боевиком. Для драмы фильм недостаточно глубоко проработан, для боевика в нем слишком много длинных, отдающих литературностью разговоров. Вдобавок из-за заводского скрежета и грохота часть диалогов мне элементарно не удалось расслышать...

Но эти и другие недостатки «Завода» в значительной мере искупаются искренностью режиссера, отчаянной, диковатой энергетикой фильма, адреналиновым драйвом, который временами буквально хлещет с экрана. Самый несовершенный, как мне представляется, фильм социальной быковской трилогии обещает оказаться и самым кассовым его фильмом. «Завод» выходит на российские экраны тиражом 400 копий и уже приобретен 30-ю странами мира. Не так плохо для картины, которую хотели зарубить на корню.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5621
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4614
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...