— Митинг на Поклонной, митинг на Болотной: Чья, по-вашему, берет?
— Судить о настроениях в обществе по численности митингов опасно, и делать это следует с большой осторожностью. Вспомним 1917 год: казалось бы, вся Россия поднялась на революцию. На самом деле вся русская народная толща оставалась совершенно спокойной, а революция стала делом двух столиц...
Но в целом есть ощущение: не то чтобы оппозиция утратила драйв, а вот пропутинские силы действительно мобилизовали свои ресурсы. И не обязательно административные. Реальных сторонников нынешнего положения, то есть сторонников Путина, много, у них проявились вожди, которые смогли мобилизовать своих поклонников и адептов. Это и Сергей Кургинян, и Александр Проханов, и Максим Шевченко. Не скажу, что я от них в восторге. Но надо признать, что митинг на Поклонной выглядел внушительно. Хотя, повторяю, не хотелось бы здесь никакой соревновательности. К сожалению, общественная энергетика всегда проявляется прежде всего в столицах. Как угодно это понимай: одни говорят, что рыба гниет с головы, другие — что столица является локомотивом общественного движения. Только история покажет, чем станут нынешние протестные настроения в Москве для будущего России.
— Как относитесь к тому, что в числе лидеров оппозиционного крыла встречаются известные писательские фигуры вроде Бориса Акунина?
— Акунин, на мой взгляд, скорее литератор, беллетрист, чем русский писатель в классическом смысле слова. Наши писатели всегда ставили перед собою как художественные, так и нравственные, мировоззренческие задачи. Акунин же успешно осуществляет на беллетристическом фронте свои
— Сейчас цитируют ее фразу, сказанную с трибуны митинга на Болотной: «Начинается очень хорошая история». Наверное, в этот момент она не знала, что параллельно на Поклонной горе разворачивается история еще лучше?
— Да, в этом смысле она оптимистка. Но не думаю, что глубоко понимающая исторические процессы. То, что происходит сейчас, я рассматриваю в контексте прошлого, сравниваю и стараюсь заглянуть в будущее. Принято думать, что именно наше поколение есть пуп Земли. Но это же не так! Наше поколение — маленькая прослойка между теми, кто умер, и теми, кто будет. Все мы вместе составляем русскую целостную цивилизацию. Мое чувство по поводу того, что будет, я бы назвал вещим беспокойством. Помните, еще Василий Розанов говорил, что вся русская литература состоялась «под углом вещих беспокойств».
— Что же именно вас беспокоит?
— То, что обещания, которые сейчас щедро даются, в том числе и наиболее вероятным будущим главой нашей страны, могут лечь под сукно. Иначе я не понимаю, почему все благие намерения, которые сейчас декларируются, не стали осуществляться пять или десять лет назад. Почему все эти годы происходило растаскивание ЖКХ, позорный и губительный для России развал системы образования, рост цен на лекарства? Почему, если Путин так ясно и трезво оценивает обстановку, то, что происходило в его правительстве, резко с этой оценкой расходится?
— Просто обществу не надо ослаблять давление на власть — тогда она и впредь будет вынуждена делать шаги ему навстречу.
— Хотелось бы надеяться. Но Александр Исаевич любил приводить одну поговорку: русские действуют не тяжем, а рывом. Вот рыв, или рывок, прошел, теперь нужно постоянно давить на власть, чтобы направлять и контролировать ее в сторону улучшения и оздоровления жизни в России. Потому что если еще
— Какую книгу стоило бы прочесть и представителям нынешней власти, и оппозиции, чтобы не рвать Россию на клочья, а попытаться вместе, пусть и с разных сторон, продвинуть страну вперед?
— Есть превосходная книжка нашего замечательного социального мыслителя Семена Людвиговича Франка «Духовные основы общества». Она была написана им за границей сразу после того, как Ленин выслал его из страны в 1922 году. То, как он понимает российский, да и любой другой социум, необходимо знать каждому, кто стремится этот социум усовершенствовать. И, конечно, обязательно надо читать Солженицына — его «Размышления над февральской революцией», «Март Семнадцатого», главы о Столыпине из «Красного колеса». Это крупнейший наш не только писатель, но и социальный мыслитель конца прошлого века. Не учитывать его уроки тем, кто пытается руководить нашей страной, не просто стыдно — это значит наверняка толкать ее в хаос.