Главная Культура 09:19 07 Декабря 2012 3210
Алексей Рыбников: «В России свободы вдесятеро больше, чем на Западе»
Но обилие материальных возможностей, не подкрепленное духовной основой, бессмысленно, считает знаменитый композитор
Сергей Бирюков

10 декабря в Москве на сцене театра «Новая опера» будет в четвертый раз вручена национальная премия «Музыкальное сердце театра», идею которой несколько лет назад предложил знаменитый композитор Алексей Рыбников. Последний год принес в Россию бум мюзиклов, но перешло ли количество постановок в их в качество? Об этом, а также о новой жизни классических хитов самого Рыбникова, о его замыслах и о борьбе света с тьмой в музыке – наш разговор.

– Спектакль «Юнона и Авось» в постановке Театра Алексея Рыбникова переживает второе дыхание: только за последние месяцы его увидела публика десятков городов России, Германии, Израиля… Но произведение-то создано больше 30 лет назад. Страна, мир за это время радикально изменились. Наверное, и зритель его воспринимает по-другому?

– Ловлю себя на том, что сам вижу в произведении новые грани. То, что казалось актуальным во времена советской власти, перестало таковым быть, а ему на смену пришли совсем другие смыслы. Тогда нашу интеллигенцию тревожила несвобода в России, многие стремились покинуть страну и уехать на Запад, где якобы свободно и хорошо. Людям был близок порыв героя спектакля Резанова, мечтавшего построить новую прекрасную жизнь в Америке. А слова автора пьесы Андрея Вознесенского о том, что и «за границей тоже кутерьма», воспринимались как-то не очень хорошо. Но потом выяснилось, что поэт был прав – и на Западе жизнь далеко не райская. Сейчас этот смысл стал очевиден: мир в тупике. Как и наш Резанов, который, отвечая на вопрос: «Куда плыть?» – поет: «Не знаю, капитан». Эта растерянность ныне ощущается и старшим поколением, и молодым… Скажу еще об одном значении «Юноны и Авось», проявившемся сейчас. Наш спектакль заставил вспомнить о жанре симфо-рок-оперы, и обнаружилось, что с тех пор в нем не было создано ничего нового! Хотя сам жанр ничуть не потерял актуальности, и молодая публика, имея сегодня несравнимо больший выбор, чем был 30 лет назад, получив доступ к тяжелому року, авангарду и т.п., – хочет настоящих  эмоций. И получает их у нас.

– Чем вас лично разочаровал Запад?

– Я никогда и не очаровывался им. Бывал там, но если у меня и происходили на Западе какие-то свершения, то только как у представителя России. Разочаровал же он тем, что там нет будущего: даже самое широкое открытие материальных возможностей ничего не дает человеку, если у того нет духовной основы. Теперь уже и Россия этот путь прошла, причем в смысле материальной свободы далеко обогнав Запад. Там и одной десятой нет того, что разрешается у нас. Но это путь, в котором нет ничего божественного.

– «Юнону и Авось» у вас играют совсем молодые артисты. Но возможно ли превзойти тех первых ленкомовских исполнителей, имена которых звучат сегодня как легенда, – Николая Караченцова, Елену Шанину, Александра Абдулова?..

– С теми замечательными актерами, о которых вы сказали, никто и не собирается вступать в соревнование, они – наша драгоценная история. Спектакль, что продолжает идти в театре «Ленком», – некий реликт, ностальгическое воспоминание, которое, слава Богу, сохранило то, что было в 1981 году. Но молодежь хочет и, безусловно, имеет право исполнить пьесу по-своему, дерзко, без оглядки на какие-либо авторитеты. Наша «Юнона и Авось» звучит и выглядит совершенно по-другому, и сегодняшнюю жизнь этого произведения отражает только спектакль Театра Алексея Рыбникова. Театру, кстати, в этом году исполнилось 20 лет (в ноябре 1992 года состоялась премьера моего музыкального представления «Литургия оглашенных»). Хотя по сути, не как организация, а как творческая идея, он возник еще в 1977-м, когда я написал первую свою рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Вообще, думаю, «Юнона и Авось» уже принадлежат к произведениям, которые после нашего с вами ухода будут существовать, как существуют «Кармен», «Лебединое озеро», «Аида», «Травиата»… Живет произведение, а не его постановка. Конкретный спектакль – лишь небольшая страница в биографии произведения.

– Помню один наш с вами разговор, где вы сказали поразительные слова: «На российско-мексиканской границе…» Оказывается, существовала такая! Именно на ней располагался знаменитый Форт Росс, где сейчас, в окрестностях Сан-Франциско, устроен музей русского присутствия в Калифорнии. Не было мысли когда-нибудь исполнить там «Юнону и Авось»?

– Мысль была, а вот исполнить не удалось. Гастроли нашего театра в Форт Россе планировались весной нынешнего года. Но если с американской стороны все было готово, то российская вдруг отказалась финансировать проезд наших актеров. Причем сделала это в последний момент, за месяц до намеченной поездки, когда уже поздно было искать спонсоров. Очевидно, кому-то наше выступление оказалось не нужно. Американская пресса выражала недоумение, в одной из статей говорилось: «200 лет назад русские корабли приплыли в Калифорнию, сегодня им помешали это сделать».

– Нет опасения, что с вашим увлечением оперой, симфонией вы отдаляетесь от демократической публики? Лет 30 назад любой мог напеть мелодии из «Того самого Мюнхгаузена», да и сегодня их вам напоют. А творчество сегодняшнего Рыбникова попробуй напеть...

– То, что я сейчас пишу, не только замечательно поют, но и играют. Подойдите к Большому залу Московской консерватории или залу имени Чайковского – только за последний месяц в БЗК на фестивале Дениса Мацуева Crescendo состоялась премьера моей сюиты для гитары с симфоническим оркестром, а знаменитый виолончелист Александр Князев завершил свой концерт в КЗЧ  моим Адажио для виолончели с оркестром. А что касается ваших сомнений насчет аудитории… Говорить о демократичности или недемократичности публики смешно. Симфоническая музыка не демократична по самой своей природе. Но наполненные залы на моих филармонических концертах здесь и в Европе – то, ради чего композитору стоит жить.

– То есть теперь вы обращаетесь к иному слушателю, не к тому, к кому обращались зонги из «Юноны и Авось»?

– Почему же? И к нему тоже. К сожалению, вы не слышали моей оперы «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта» по «Войне и миру» Толстого, там именно такие мелодии. Пока не было возможности поставить это произведение на сцене. А вы ведь еще не спросили меня о духовной музыке, которая является для меня главным смыслом жизни. Думаете, в ней нет запоминающихся музыкальных образов? Да это первое, чему меня учил мой великий педагог Арам Ильич Хачатурян. Он говорил: «Если ты не вбил тему, как гвоздь, в голову слушателя, считай себя бездарностью». Или вы и с этой сферой моего творчества не знакомы? Ну что тут я могу сделать – у нас пока, к сожалению, не работает система продвижения серьезной музыки, так чтобы ее передавали в прайм-тайм по Первому каналу. (Усмехается.)

– А что за партитура у вас сейчас на письменном столе?

– Это концерт для четырех хоров – составная часть большого цикла произведений на духовные тексты. Об исполнении, наверное, реально будет говорить в сезоне 2013–2014 годов.

– Шансов поставить оперу по Толстому совсем нет?

– Недавно мы показали спектакль, включивший фрагменты «Живых картин…», назвали его «Аллилуйя любви». Но это скорее сценическая проба материала, чем собственно постановка. Думаю, сделаем полнометражный спектакль в будущем году. И уже есть договоренность с различными театральными площадками о показе работы.

– С удивлением недавно прочел, что мировая премьера «Юноны и Авось» состоялась не в театре «Ленком», как большинство думает, а в здании церкви Покрова в Филях.

– На самом деле история здесь в точности такая же, как у «Jesus Christ Superstar» Ллойда Уэббера: раньше всего рок-опера была записана в виде альбома. То исполнение, о котором вы говорите, состоялось 10 декабря 1980-го Премьера в «Ленкоме» прошла в июле 1981-го. И уже на этой волне альбом тиражом 2 млн распространился по всему Советскому Союзу.

– Для вас, глубоко верующего человека, исполнение рок-оперы в стенах храма было вдохновляющим моментом или, напротив, нарушением церковных правил, на которое вы пошли ради музыки?

– Во-первых, это сочинение настолько пронизано религиозным духом, что по тем временам дальше просто ходить было некуда. Кроме того, я получил благословение от самого митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Он все прослушал и только попросил изменить несколько слов в текстах Вознесенского, что мы сделали. Ради точности замечу, что в ту пору храм не действовал – в его стенах находился филиал Музея Андрея Рублева, куда меня пригласили на творческую встречу реставраторы этого учреждения. В рамках той встречи исполнение и состоялось.

– Пишут, будто многие ваши произведения созданы без заказа.

– Неправда, не припомню, чтобы писал что-либо значительное без договора. Тут другое: в определенный момент я понял, что не мне должны заказывать музыку, а наоборот – я определяю, что именно хотел бы написать, в чьем исполнении это услышать, в какой студии записать. Это пришло после наблюдения за работой кинорежиссеров. Постановщику ведь не заказывают картину – наоборот, он вынашивает свою собственную идею, заказывает по ней сценарий, музыку, пробивает для ее воплощения деньги. А чем я хуже этого режиссера? Так, собственно, и возникла идея своего театра. В истории музыки подобных композиторских театров совсем немного: у Вагнера, Уэббера…

– На вашем сайте на самом почетном месте висит афиша концерта в Бухаресте. Исполнить в мистической стране Дракулы 6-ю симфонию, близкую по духу к вашим религиозным произведениям, – это был сознательный вызов или просто «так совпало»?

– Отличный вопрос! С Дракулой все непросто. На первый взгляд, это произошло случайно: несколько лет назад на проходящем традиционно в Москве фестивале симфонических оркестров мира мы познакомились с замечательным румынским дирижером Хорией Андрееску, и он захотел исполнить 6-ю, которую на том фестивале услышал в исполнении Валерия Гергиева. Но обратите внимание на название произведения: «Sinfonia tenebrosa», т.е. «Симфония сумерек». Она входит в тот самый цикл произведений на духовную тему, о котором я вам уже сказал, и посвящена темной стороне явлений. Так что ваша ассоциация с Дракулой не так уже произвольна. А вообще Бухарест – потрясающий город, в музыкальном отношении это одна из столиц Европы. Когда я был там на фестивале имени Джордже Энеску, туда приехали Лондонский симфонический оркестр, Венская и Берлинская филармонии… Публика искушеннейшая, провалиться ничего не стоит, а вот достичь успеха крайне тяжело. Но моя симфония прошла с феерическим успехом. Хория Андрееску изумительно сыграл. Для меня это было неожиданным подарком. Не люблю репетиции и обычно на них не присутствую, потому что крайне болезненно переношу неправильные темпы и громкостные оттенки. Тем более, здесь вряд ли бы чем-то смог помочь – чужая страна, незнакомый оркестр… Я приехал прямо на концерт и сидел, уже заранее приготовившись падать под стул от ужаса и стыда за чудовищное исполнение. Но проходит 5 минут, 10 – все звучит просто идеально. И так до самого конца. О такой игре я не мог и мечтать!

– Дракула покорился?

– Да-да. (Улыбается.)

– Интересно, ведь Румыния – нищая страна, как им удалось достичь такого высокого музыкального статуса?

– Не знаю. Но когда мне называли количество миллионов евро, которые тратятся каждый год на фестиваль Энеску, я понял, что такие сметы не снились даже нашему фестивалю симфонических оркестров мира, где они в несколько раз меньше.

– 10 декабря финиширует фестиваль «Музыкальное сердце театра», посвященный мюзиклам. Интересно: из спектаклей-финалистов – только три ремейка западных произведений. Это «Вестсайдская история» в Белорусском академическом музыкальном, «В джазе только девушки» в Одесской музкомедии и «Бал вампиров» в Санкт-Петербургской музкомедии. Остальное – русские оригинальные произведения: «Граф Орлов», «Любовь и шпионаж», «Ленька Пантелеев», «Алые паруса»…  Как на этом фоне вами воспринимается тезис некоторых критиков о том, что мюзикл в России якобы не имеет корней и шансов?

– Мне кажется, сейчас у нас начинается бум мюзиклов. Может быть, это ответ музыкального театра на тот кризис, в котором находится театр драматический. Смотрите, какое разнообразие тем: и русская история, и шпионские страсти, и романтика…  Чего сейчас остро не хватает – так это финансирования, а от него, как грубо это ни звучит, зависит эффектность спектакля. Тем более что народ, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге, искушен, повидал американские постановки и хочет, чтобы отечественные им не уступали. Уж не повторяю, что публике нужны яркие мелодии. А ведь не все продюсеры это понимают, для них музыка – что-то второстепенное даже в мюзикле.

– Как относитесь к тому, что фестиваль – это по сути только гала-концерт, на котором вручаются премии, а сами спектакли в Москву не привозятся?

– Это больное место. Тут снова вопрос упирается в финансы. Конечно, если бы публика могла увидеть постановки своими глазами, польза от фестиваля была бы во много раз больше. Но думаю, что сейчас хороший момент, чтобы начать (и мне в том числе) на самом высоком уровне разговор о поддержке жанра. Именно потому, что в предыдущие годы было бедноватенько с премьерами, а теперь просто бум постановок. Целые новые театры появляются, вот как Театр мюзикла Михаила Швыдкого…

– Близится Новый год, Рождество. В эту чудесную пору наверняка в голову приходят особенные творческие мысли…

– Моя давнишняя мечта – сделать рождественский балет. Я обзавидовался Чайковскому с его «Щелкунчиком», и тема уже найдена – «Синяя птица» Метерлинка, это же рождественская сказка. И даже музыка написана, а поскольку балета еще нет, то она исполняется как кончерто гроссо, которое тоже называется «Синяя птица».

– Какими достижениями ваших детей гордитесь?

– Сын пишет очень хорошую музыку для полнометражного мультфильма «Сухарева башня», хотя тема страшноватая, про Якова Брюса, которого многие современники считали колдуном. Сочиняет музыкальный спектакль. И выступил с очень интересным интернет-проектом «СоТа», что расшифровывается как «Современные таланты». Это сеть, которая должна связать творческих людей: они смогут делиться опытом, приглашать друг друга в свои проекты... А что касается дочки, я рад прежде всего тому, что она ставит на ноги троих моих внуков. Одного готовит к поступлению во ВГИК, другой учится в школе, третий еще дошкольник.

– Вы упомянули мультфильм сына на полумистичекую тему. А я недавно посмотрел очень мрачный мюзикл «Тодд»…

– Классический американский мюзикл «Суини Тодд»?

– Нет, российское изделие известной группы «Король и Шут» и ее лидера Михаила Горшенева.

– Первый раз слышу это название и это имя.

– Я к тому, что само увлечение страшилками вроде этой, о парикмахере-убийце, – здоровое ли явление? Не риск ли это скатиться в черноту и дьявольщину?

– Тут все решает наличие положительного героя. Гоголь сколько угодно мог писать о нечистой силе, но в его произведениях неизменно присутствовал один очень важный положительный герой – это сам автор.

– Какая книга у вас сейчас настольная?

– Ее выбор обусловлен тем духовным сочинением, к которому мы с вами в нашем разговоре уже несколько раз обращались. Это огромный том акафистов всем иконам Богородицы. Очень много дает и для творчества, и для жизни.

– Высказывание какого политика о духовной сфере вас в уходящем году особенно возмутило?

– Слова Жириновского о том, что религия – это для нищих, больных и убогих, а здоровым и успешным она не нужна.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 20203
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 12390
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10843
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 10599
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?