Сегодня, 7 сентября, на исполкоме Международного союза биатлонистов (IBU) в Порече (Хорватия) должно быть принято судьбоносное для нашей сборной решение. 10 декабря 2017 года после громкого допингового скандала Союз биатлонистов России (СБР) убрали из биатлонной семьи. И теперь в Хорватии будет решаться вопрос о восстановлении его статуса. Напомним, что на Олимпийских играх в Пхенчхане наша команда была представлена лишь четырьмя атлетами, причем из второго эшелона. Так что наших стреляющих лыжников лишили медалей заранее.
Ну а если вспомнить историю более давнюю, то нужно отметить, что с 1964-го по 1988-й именно сборная СССР (читай: России) являлась безоговорочным лидером мирового биатлона. В полной мере конкурентами нашей команды можно было назвать лишь сборную ГДР. Некоторые другие страны (Норвегия, Швеция, Финляндия, Италия, ФРГ) добивались успеха в основном за счет усилий талантливых одиночек-энтузиастов. И лишь с конца 1990-х, когда биатлон стал более привлекателен для массового зрителя и, соответственно, для спонсоров, резко вырос класс сборных Норвегии, Франции, Австрии и других стран.
И еще. Совпадение или нет: но среди представителей этих стран тогда вдруг увеличилось количество спортсменов, страдающих различными заболеваниями. Им (в виде исключения, конечно) разрешили применять препараты, запрещенные для других спортсменов. После чего больные спортсмены стали с завидным постоянством обыгрывать здоровых конкурентов...
Подобную картину наблюдаем не только в биатлоне, но и в лыжных гонках и в ряде летних видов спорта. Как это им удается? Известный эксперт по спортивной медицине Николай Дурманов утверждает, что на самом деле получить разрешение на применение даже эффективного препарата против простуды или воспаления бывает непросто. На заявку спорт-смен чаще получает ответ: «Постарайтесь обойтись аналогами, разрешенными ВАДА». И потому приходится удивляться, как некоторым чемпионам удается на законных основаниях применять препараты против астмы, а то и психотропные.
Отдельным национальным федерациям удалось придумать экзотические болезни вроде такой, как «синдром дефицита внимания и гиперактивность». Интересно, что этим самым синдромом страдают американские чемпионы из разных видов спорта. А тем временем сборные России в последние несколько лет «выкосили» за применение безобидного мельдония. Влияние его на улучшение результатов не доказано, но в список ВАДА он внесен. Причина? Мельдоний — изобретение советских специалистов, и рынок его сбыта — Россия и постсоветские республики. Аналоги мельдония более сильного действия разрешены, но они, как правило, производятся в США и Западной Европе. Такая вот картина маслом...
А вот вам история совсем свежая. Накануне конгресса в Порече как нельзя кстати ВАДА открывает дело в связи с подозрениями в нарушении антидопинговых правил на Олимпийских играх 2010 и 2014 годов против четырех российских спортсменов — Евгения Устюгова, Светланы Слепцовой, Александра Печенкина и Александра Чернышова. Из них продолжает выступать на соревнованиях только Печенкин, остальные завершили свою карьеру. В руководстве СБР прокомментировали корреспонденту «Труда» ситуацию так: «Мы надеемся на то, что в исполкоме IBU работают разумные люди, которые понимают: выдвигаемые ВАДА обвинения против самого титулованного нашего биатлониста последних лет, даже если они будут доказаны, относятся к тому периоду, когда нашим СБР руководили другие люди...»
Как видим, надежды питают не только юношей. Международные спортивные организации принимают антироссийские санкции, абсурдные с логической точки зрения. А в ответ наши официальные лица считают главным сохранять хорошую мину при плохой игре. Чтобы-де не стало еще хуже. Но куда уж хуже?
А тем временем в преддверии исполкома ВАДА, который начнется 20 сентября на Сейшельских островах, эксперты ВАДА в кулуарных беседах с журналистами признаются, что они не рекомендовали своему руководству принимать решение о восстановлении РУСАДА, так как российская сторона не «выполнила критерии». Опять сказка про белого бычка. Но... Нам остается лишь ждать.