Главная Культура 00:15 07 Июля 2017 4715
Король со свалки

Отчего в России теперь нет своих роялей

Сергей Бирюков

В столице, в самом громадном зале Музея Москвы, открыта выставка с необычным названием «Приют роялей». Наберешь в интернете слово «приют» — подсказчик сразу выдаст продолжение: бездомных, собак... Т.е. всегда — чего-то живого, одушевленного. И обездоленного, нуждающегося в защите. Рояль — не одушевлен, он механизм, скажете вы? А голос, доносящий до вас «Аппассионату» — это голос механизма?..

Есть и другое отношение к роялю. Оно — в самом его названии: французское royal значит «королевский». Король инструментов... Но и с монархами, бывает, поступают непочтительно. Нам ли, русским, этого не знать. Что удивляться тому, сколько роялей оказываются в сараях, гаражах, попросту на свалке.

Но есть люди, которые не могут равнодушно пройти мимо искалеченного «короля». Среди таковых, например, — знаменитый пианист, декан (и создатель) факультета исторического и современного исполнительства Московской консерватории Алексей Любимов, еще в 1970-е годы начавший подбирать реликты. Фортепианный мастер Алексей Ставицкий, собравший их несколько десятков. Наконец пианист, просветитель, исследователь Петр Айду, с 1990-х годов загоревшийся идеей оживить голоса старинных фортепиано.

Петр Айду рассказывает об особенностях инструментов московской фабрики «Штюрцваге»

С оживлением, правда, не сильно задалось: реставрация рояля — чудовищно сложное дело. Это не скрипка, все детали которой можно пересчитать по пальцам двух рук. Рояль — детище технологической эры, в его создании принимают участие самые разные специалисты — механики, инженеры, акустики, даже мебельщики (ведь это и предмет интерьера). Причем в каждую эпоху эти технологии разные, фортепиано начала XIX века отличается от современного не меньше, чем антикварный «мерседес» от сегодняшнего. Бетховен, например, понятия не имел о том, что такое перекрестные струны. В его время все рояли были прямострунными. Это потом додумались натягивать струны наискось и крест-накрест, чтобы экономить место и добавить инструменту прочности при резко возросшей силе натяжения. А тяга струн — это мощь и глубина звука. У галантного клавесина суммарное их натяжение — килограммов сто, ну так его и слышно только в маленьком салоне. У современного рояля — не пугайтесь, свыше 20 тонн, вот откуда его громоподобный рокот.

Рояль «Гентш», Санкт-Петербург

И все это многообразие исторических форм должно быть сохранено. Как сохраняем мы, допустим, памятники различных живописных стилей. Но далеко не сразу люди до этого додумались. Примерно до середины ХХ века считалось, что новый рояль в принципе лучше старого. Покупается обнова — старье выкидывается... Лишь в последние полстолетия в Европе и Америке появилась специальность реставратора роялей.

А у нас ее нет до сих пор.

И решил Петр для начала создать хотя бы приют для тех деревянно-стальных ветеранов, которые ему и его друзьям удалось подобрать. Не коллекцию, а именно приют: нашелся где-то бесхозный «царственный» калека — берем его до лучших времен, чтобы совсем не погиб. Поначалу инструменты и хранились у тех, кто их нашел (имена их вы уже читали выше). Потом удалось заинтересовать руководство влиятельной организации — ООО «Алмазный мир» (бывший московский алмазный завод «Кристалл»), и оно выделило помещение. Но недавно там сменился менеджмент, и рояли, которых собралась уже добрая сотня, «попросили на выход».

Столообразные фортепиано были распространены на протяжении XIX века

Поэтому выставка, которую сделал у себя Музей Москвы — больше чем выставка. Она — спасение для обшарпанного, но все еще величавого музыкального воинства. Хотя бы на те два месяца, что действует. А еще она важна тем, что показывает, каких высоких позиций достигла некогда наша страна в фортепианном деле. Почти все 50 экспонатов, кроме двух (одного берлинского и одного венского) — отечественные изделия. Преимущественно, конечно, петербургские — столица все-таки. Там, в Петербурге, действовали три сотни фортепианостроительных фирм! В том числе самая известная — «Беккер», основанная в 1841 году выходцем из Германии Яковом Беккером и вскоре превратившаяся в одну из ведущих рояльных фирм Европы. Ее продукция ценилась не меньше, чем немецкие рояли «Штейнвег», которые после переселения производства за океан стали называться «Стейнвеями». Один, но очень показательный пример: великая композиторско-пианистическая черта Роберта и Клары Шуман во время своего визита в Россию купила петербургский рояль Wirth и была чрезвычайно довольна приобретением. Обошлось оно ей совсем недешево — 1200 рублей, и то по скидке, сделанной из уважения к европейским знаменитостям, полная стоимость составляла 1800 рублей. Кстати, рояль Вирта стоял и в родительском доме Чайковских в Воткинске, так что первые музыкальные опыты будущего автора «Лебединого озера» были сделаны на этом инструменте.

Рояль «Шойерман», Москва

О московском рояльном производстве известно гораздо меньше. Соответственно и инструментов из Белокаменной на выставке — всего 13 штук. Но тем ценнее эти экспонаты. Петр Айду, ведя для «Труда» авторскую экскурсию, рассказывает, что у москвичей сложился свой рояльный дизайн: по-особому скругленный бок, вычурно точеные ноги. Увидишь такое — точно знаешь: московское изделие. Самая крупная фирма Первопрестольной — «Штюрцваге», основана в 1835 году. Ее рояли любили композиторы Бородин, Метнер... Последний говорил, что не променяет свой инструмент ни на какой немецкий «Бехштейн» и уж тем более на американский «Стейнвей», который он называл «грубым, бешено-строптивым животным», а то и просто «скотиной»... До сих пор в музеях Лермонтова, Станиславского и других великих москвичей стоят «Штюрцваге».

К сожалению, судьба всех этих производств трагична. После революции их национализировали, подавляющее большинство разграбили. Сохранился только «Беккер», переименованный в «Красный Октябрь», но его продукция не шла ни в какое сравнение с дореволюционной: специалисты рассеялись, традиции прервались. Пианино, выпускаемые во многих городах Советского Союза, тем более не блистали качеством. А после перестройки все эти фирмы, включая «Красный Октябрь» умерли. Делать рояли, как и реставрировать их, новой капиталистической России оказалось неинтересно.

Все инструменты на выставке - с историей. На некоторых она буквально написана - как на этом одесском пианино, на котором в 1935 году играл юный Святослав Рихтер

Услышать голоса большинства сохранившихся исторических инструментов, по крайней мере тех, что на выставке, не удастся: у одного разрушен механизм, у другого отсутствуют струны, третий, может, и играл бы, да стоит, бедняга, похилившись — не хватает левой ноги. Слезы, да и только! А вот этот горемыка гнил в гараже у неразборчивых торговцев антиквариатом рядом со старым «Харлеем-Дэвидсоном» и замшелыми самоварами. Тот, с выцарапанной свастикой на борту, происходит из семьи Толстых, но фашистским знаком осквернен не во время оккупации Ясной Поляны, а когда попал в одну семью, не нашедшую ничего лучшего, чем выставить инструмент на лестничную клетку балашихинского многоквартирного дома, вот там над ним поиздевались подростки, вплоть до того что на Новый год взрывали в корпусе петарды.

А ведь все это драгоценные памятники творческой мысли. Каждый экземпляр — средоточие десятков изобретений, над которыми годами, а то и веками бились изобретатели, стремясь превзойти конкурентов качеством. У одних роялей вирбельбанк (доска для колков) под струнами — так проще настраивать, у других над ними — так ярче звучит. У одних (большинства) молотки бьют снизу, у других сверху — тоже звуковой нюанс. Есть фортепиано столообразные (это, как правило, начало XIX века), есть со скосом не справа, как нам привычно, а слева — так называемые роялино...

В современной Германии или Австрии такое собрание непременно нашло бы себе мецената либо попечительский фонд. Инструменты бы не только радовали глаз ухоженностью, но и работали, звучали.

У нас теперь сам приют бездомен. Может быть, его обитателями заинтересуются в Московской консерватории, переживающей сейчас масштабную реконструкцию? После посещения выставки я рассказал о ней ректору вуза Александру Соколову. Александр Сергеевич, только что успешно представивший результаты очередного этапа ремонта главе Департамента градостроительной политики города Москвы Сергею Левкину, задумался — и попросил зайти к нему в середине июля.

Королевское воинство готово и дальше служить музыке. Ему бы только дом обрести

Ну и что все-таки с возрождением в России фортепианного производства? Петр Айду считает это дело безнадежным. Все равно Китай, который лет тридцать как встал на путь копирования лучших мировых образцов, не переплюнешь. Китайской продукцией заполнен международный рынок, и по качеству она все ближе к традиционным рояльным производителям. Единственное, что, на взгляд моего собеседника, реально — это наладить реставрацию и небольшое производство копий оригинальных русских исторических инструментов. Тех же «Штюрцваге». Представляете, как интересно услышать Глинку или Чайковского именно в том звуке, в каком их музыка впервые явилась публике? Или послушать романсы на стихи Лермонтова так, как они звучали при самом Михаиле Юрьевиче.

Но вот совсем недавно донесся слух из Петербурга. Якобы Валерий Гергиев задумал вернуть городу былую славу фортепианной столицы России. А Валерий Абисалович слов на ветер не бросает. Он и две новые «Мариинки» плюс к доставшейся от давних времен создал, и в Москве новую филармонию достраивает, и записи созданного им лейбла «Мариинский» выдвигаются на «Грэмми». Что ему возродить тот же «Беккер»? Как двумя пальцами трель сыграть.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9400
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7117
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?