Главная Культура 21:42 07 Июня 2013 134
Ясмин Леви: «Меня вдохновляет грусть»

Знаменитая израильская певица впервые приезжает с концертом в Москву

Анастасия Кувалдина

17 июня в Москве в Международном доме музыки выступит уникальная исполнительница в жанре world music – Ясмин Леви. Она родилась и живет в Израиле, но считает себя гражданином мира, исполняет песни на экзотическом языке сефардских евреев – ладино, а собственные вещи сочиняет на испанском. При этом Ясмин сознательно делает ставку на диалог культур – в ее музыке переплелись еврейская, турецкая, балканская, испанская и португальская традиции, в ее ансамбле можно услышать звучание инструментов самых разных народов, с ней сотрудничают музыканты из Ирана, Армении, Греции, Парагвая, Турции, Испании. Артисты такого склада нечасто посещают Россию с концертами, и их творчество почти неизвестно российским любителям музыки. Корреспондент «Труда» побеседовала с Ясмин Леви и расспросила певицу о том, что такое сефардская традиция, насколько свободно она ее трактует и хочет ли исполнить песню на русском языке.

– Ясмин, в России древняя сефардская традиция практически неизвестна. Не могли бы вы рассказать о ней?

– В начале своей карьеры я исполняла песни на языке ладино. Изначально на нем говорили евреи, жившие в Испании. Но в 1492 году правители-католики Изабелла и Фердинанд изгнали евреев и мусульман. Не последнюю роль в этом сыграла и инквизиция. С тех пор ладино обогащался словами из других языков, в зависимости от того, где именно обосновались изгнанные – в Турции или, допустим, Греции. Песням, которые я пою, от двух до пяти веков. Но в последние несколько лет исполняю и на испанском композиции собственного сочинения.

– Каковы основные особенности музыки ладино?

– Они связаны с той ролью, которую сыграла в жизни евреев Испания. Евреи любили эту страну, веками она была их родиной. Проститься с ней было очень тяжело. Поэтому они пели об Испании, ее королях, о любви, разбитом сердце, о том, что происходило с ними в повседневной жизни. Только это они и могли забрать с собой из Испании – воспоминания и язык. Несмотря на то что песням этим много лет, они не теряют актуальности и сегодня. В том числе благодаря им евреи смогли победить невзгоды жизни.

– Правда, что эти песни в основном пели женщины?

– Так и есть. Мужчины пели в синагогах религиозные гимны своим сыновьям. А женщины не могли петь публично. В то время к профессиональным певицам относились примерно так же, как к женщинам легкого поведения. Поэтому они пели за домашней работой – пока готовили, убирали. Пели своим дочерям, а те, в свою очередь, своим. Так и моя мама пела, отбивая на кухне ритм на том, что попадалось под руку. Теперь, благодаря маме, и я пою для других людей. Но надо помнить: эти песни никогда не предназначались для сцены – они были для души.

– А как папа относился к пению в семье?

– Мой отец был музыкантом. Он сохранил и спас сефардские песни. Ведь они передавались из поколения в поколение, но никогда не записывались. Музыка окружала меня с раннего детства. Я и мои братья играли на фортепьяно. Все наши дети тоже играют. Притом забавно и даже абсурдно, что мой отец-музыкант не хотел, чтобы его дети занимались музыкой. Он настаивал на том, чтобы у нас была нормальная профессия. Так обычно думают еврейские отцы – их дети должны быть врачами или юристами. Музыка – исключительно хобби. И вся семья послушалась – все получили хорошее образование, стали инженерами, юристами… Я тоже делала все, чтобы музыкой не заниматься. Но в 22 года поняла, что не могу себя обманывать. Мой отец умер, когда мне был год. В 22 года я решила забыть его просьбу и стать певицей.

– Ясмин, вы в музыке идете по стопам отца, то есть строго сохраняете сефардскую традицию для будущих поколений, или предлагаете индивидуальную интерпретацию этих песен?

– Безусловно, второе. И за это мне пришлось заплатить большую цену. Сефардские евреи считали, что я должна продолжать дело отца и исполнять песни в традиционной манере. Но я не робот – я очень эмоциональная, экспрессивная певица. Каждая песня – это самоубийство, это мир, это целая прожитая жизнь. Я сразу поняла, что не буду петь как все. У меня другой характер и другая манера. Я стала добавлять в сефардские песни элементы турецкой, кубинской, греческой музыки, фламенко. Сефарды были во мне разочарованы – ведь эти напевы были впитаны ими с молоком матери, а значит священны. Тогда я решила выступать за пределами Израиля.

Некоторое время меня это очень печалило. Я не сразу поняла, почему сородичи меня не принимают. Но моя задача – не в сохранении этих песен. Я должна поделиться ими с как можно большей аудиторией, с теми людьми, кто, возможно, ничего не знает о сефардской традиции. А те, кто говорит на языке ладино, пусть поют эти песни ровно так, как им хочется... Но сейчас мы с приверженцами традиции уже вполне уяснили разность наших задач и уважаем друг друга.

– Чем объясняется ваша любовь к музыкальным экспериментам, эклектике?

– В этом моя сущность. Я выросла в Иерусалиме, это плавильный котел. Слушала все возможные жанры, что впоследствии нашло отражение в моей музыке. Мне пишут со всего света – из Египта, Испании, Греции, Турции, Ирана, конечно, из самого Израиля. Все говорят, что моя музыка отражает именно их культуру. А ведь они такие разные! Но именно разнообразие, пестрота моей музыки и объединяет столь непохожих людей.

– Ваш последний альбом называется «Libertad» – свобода. Что означает для вас это слово?

– В самом широком смысле – возможность выбрать свой жизненный путь. Многие могут позволить себе делать карьеру, заниматься тем, чем хочется. Но многие люди в мире лишены самых элементарных прав. Кто-то, например, не может участвовать в выборах. Я не могу этого изменить, но хочу озвучить саму проблему. Мы все заслуживаем свободу и должны бороться за наши мечты.

Что касается меня лично, то у меня все еще много страхов. Как и многих людей, меня преследуют мои демоны. Я чувствительный человек. У меня были в жизни неудачи, которые я очень остро переживала. Однажды я даже практически бросила карьеру певицы. Но когда родился мой сын, я поняла, что ему нужна сильная мать, поэтому занялась собой. И вот теперь, через год, могу сказать, что никогда еще не была столь сильной. В 37 лет я впервые почувствовала полную свободу души.

–  Как материнство повлияло на вашу музыку?

–  Мне говорили, что когда я стану матерью, начну писать веселые песни. Но этого не произошло. (Смеется.) Материнство не изменило мою сущность, но отразилось на восприятии мира. Теперь я пою в первую очередь для сына. Чтобы ни делала, представляю перед собой его. Он – моя музыка, центр моей вселенной.

Что интересно, чувство печали в моей музыке стало еще глубже. Я стала все чувствовать острее. Мою музыку нельзя включить фоном. Ее нужно слушать и переживать. Или выключить. Меня либо любят, либо ненавидят.

– В одном из интервью вы назвали себя самым счастливым человеком с самым грустным сердцем и добавили, что эта грусть благословенная. Чем именно грусть вдохновляет вас?

– Я не представляю жизнь без грусти. Не могу сочинять, когда счастлива. Стоит мне начать грустить, как уже на следующий день появляется новая песня. Мне некоторое время даже казалось, что у меня психологические проблемы и нужна профессиональная помощь, но потом поняла, что у музыкантов разные задачи: у одних – дарить хорошее настроение, у других – помогать людям преодолеть трудности, делясь с ними грустью. Для меня грусть – огромный дар, фонтан вдохновения.

– Уже несколько лет вы исполняете песни не только на ладино, но и на испанском. Не собираетесь выпустить материал на английском или иврите?

– Очень сложный вопрос. Язык – это целый мир, а не просто средство общения. Я могла бы спеть на многих языках мира, но сама бы себе не поверила. Каждое слово каждой песни исходит из моей души. Сейчас моя душа поет на ладино и испанском. Хотя иврит мой родной язык, я не могу на нем петь. Возможно, потому что именно на этом языке я обращаюсь к продавщице, покупая молоко и хлеб. Он для меня слишком понятный, в нем нет загадки и романтики.

После рождения сына я стала меняться – открываться новому. Сейчас иногда для себя пою на иврите или английском… Но петь на этих языках для других людей означало бы решиться на огромный шаг. Пока я не готова его сделать.

– То есть, скажем, русский романс вряд ли дополнит ваш репертуар в ближайшее время?

– Меня многие просят об этом – исполнить традиционную песню на их языке. Мне это очень льстит. Если бы я могла перевести эти песни на те языки, на которых пою, возможно. Но по-русски я петь не буду никогда. Это же будет звучать, как издевка. Я должна верить в то, что пою. И хочу, чтобы слушатели мне верили. У вас прекрасная музыка и прекрасные исполнители. А я бы не справилась. Так что лучше буду заниматься тем, что у меня хорошо получается.

– В песне «Naci en Alamo» вы поете: «У меня нет родины». А где для вас дом, родной край?

– Дом там, где семья – мой муж и сын, моя мама, мои братья. Но человек живет внутри себя. Я думаю, мы должны найти дом внутри своей души. Я человек мира. Половину жизни провела в путешествиях, но чувствую себя чужой везде. А своей – именно с семьей, музыкой и Господом.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9373
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7071
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?