Главная Культура 00:26 07 Мая 2019 9273
Как маленькая девочка победила большую войну

На экраны выходит самый премированный фильм года

Леонид Павлючик
Кинообозреватель «Труда» на вручении приза критиков «Белый слон» в буквальном смысле носил на руках юную актрису Марту Козлову, признанную лучшей исполнительницей женской роли. Фото из личного архива автора

Такого еще не было. Фильм «Война Анны», показанный в прошлом году на «Кинотавре» и отмеченный там всего лишь скромным дипломом, впоследствии стал самым премированным и титулованным фильмом года. Сначала «Война Анны» получила премию российских кинокритиков «Белый слон», потом с критиками неожиданно солидаризировались академики державного «Золотого орла», затем картина завоевала еще и премию «Ника». Чтобы сразу три национальные кинопремии назвали в качестве лучшего один и тот же фильм — такое в истории нового российского кино случилось впервые. Чем же подкупила кинематографистов лента екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко, которая 9 мая выходит в прокат?

Наверное, принципиальной, программной для нашего экрана новизной — сюжетной, тематической, стилистической. И своей пронзительной, разрывающей сердце интонацией. Картина рассказывает историю маленькой еврейской девочки, семью которой расстреляли фашисты. Ее саму не убили — мать в последний момент закрыла дочь своим телом. В первых кадрах фильма Анна выползает из могильного рва, вытягивает из-под остывающих трупов какое-то жалкое тряпье (на дворе суровый, снежный ноябрь 1941 года), заматывается в него, бредет к людям.

Добрые люди девочку накормили, одели-обули и ... отвели в немецкую комендатуру, которая располагается в здании бывшей школы. Там Анна вырвалась из рук нерасторопного полицая, заметалась по коридорам и комнатам, с отчаяния нырнула в жерло давно не работающего камина. Нашла внутри спасительную жердочку, затаилась на ней, как раненая птица. Полицай решил, что девочка выпрыгнула в приоткрытое окно, обреченно махнул рукой на свою оплошность. Так потекли в полумраке камина ее бесконечные дни и ночи.

Предание гласит, что Алексей Федорченко натолкнулся на эту историю на просторах Интернета. Она оказалась документальной, реально случившейся в годы Великой Отечественной войны где-то на Полтавщине. Загорелся идеей снять этот необычный фильм. Год ждал, пока освободится от других дел драматург и режиссер Наталья Мещанинова, вместе с ней сел писать сценарий. Но окончательно решился на съемки только когда нашел исполнительницу главной и, по сути, единственной роли в фильме — шестилетнюю на тот момент девочку Марту Козлову (сейчас ей уже девять), без которой «Войны Анны» просто не было бы. Актриса-дитя, подобно античной кариатиде, держит громаду полнометражного фильма на своих хрупких детских плечах.

Думается, с ролью такого драматического накала и такой психологической сложности справилась бы далеко не всякая опытная актриса. Даже с закаленной взрослой психикой. Тем более, что у героини практически нет текста: играть большей частью надо одними глазами, в которых отражается вся непереносимая мука и боль героини. Не то чтобы кино было немым, просто Анна по ходу фильма не произносит ни слова. Возможно, после случившегося шока у нее отнялась речь. А, скорее всего, ей не с кем и незачем разговаривать в своем заточении. Вместо нее в фильме «разговаривает» идущая где-то за кадром большая и грозная война. Мы слышим отдаленное эхо взрывов, скрежет проезжающей мимо военной техники, лай овчарок, скрип слежавшегося снега под солдатскими сапогами, вой зимнего ветра, обрывки разговоров на немецком и украинском...

Сидя днем в дымоходе, Анна прислушивается к какофонии большого мира, через щели в треснувшем каминном зеркале всматривается в текущую в комендатуре жизнь. А по ночам отправляется в путешествие по таинственным лабиринтам бывшей школы, стараниями оператора (Алишер Хамидхожаев) и художника фильма (Алексей Максимов) превратившейся в заколдованное царство, в таинственное Зазеркалье. Вместо того, чтобы учиться в классах этой школы, читать книги, рисовать разноцветными карандашами жизнерадостные картинки, Анна проходит в ее стенах суровую школу выживания, школу борьбы и гнева.

Пьет воду из банки, в которой отмокают кисточки. Собирает крошки еды на столах и на полу. Воюет с крысами за кусок сыра. Ловит на чердаке и жарит в буржуйке голубей. Набирает впрок яств после новогодней оргии фашистов. Потрошит чучело волка, чтобы сделать себе теплую меховую накидку. Снова добывает еду и воду. Однажды попробует бежать из своего заточения, для чего отравит найденным в кабинете химии ядом злющую овчарку, охраняющую здание. Попытка побега в итоге не удастся, но своей недетской стойкостью, желанием во что бы то ни стало дожить до Победы, до падения Берлина Анна вносит свой вклад, пусть и неразличимо-крошечный, в борьбу с мировым злом.

Время в фильме размыто: проходят то ли месяцы, то ли годы, то ли вечность. Размыт, растушеван и полифоничный жанр фильма. Это и реалистическая хроника военного быта, и увлекательная робинзонада, и леденящий душу хоррор, и утешительная сказка, и яростное антивоенное высказывание. Поэтика фильма вбирает в себя не только приходящую на ум судьбу еврейской девочки Анны Франк, ставшей одним из символов сопротивления нацизму, но и аллюзии на книгу «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, которую Владимир Набоков перевел на русский, как «Аня в стране чудес», и опору на традиции советского антивоенного кино.

Подготовленным зрителям, особенно тем, которые постарше, по ходу фильма вспомнятся фильмы «Я родом из детства» Виктора Турова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Подранки» Николая Губенко и другие шедевры нашего экрана, рассказывающие о детстве, немилосердно оборванном войной. Теперь в этом ряду займет свое особое место и камерная, но пронизанная мощным гуманистическим звучанием «Война Анны».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9457
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?