Но, пожалуй, главный вывод позволяет сделать 11-летний участник Максим Ержан, в итоге зрительского голосования уступивший пальму первенства дочке певицы Алсу. По словам его матери, потерпев поражение, мальчик плакал. Но несколько дней спустя, выступая перед телезрителями в родном Казахстане, он сказал: «Хорошо, что я не выиграл. Если бы я выиграл, то меня поздравили бы и забыли. Люди поддержали меня, многие узнали обо мне». То есть парень просек, что продолжающаяся шумиха вокруг якобы несправедливо присужденного ему второго места принесла столько полезного хайпа, сколько не дали бы лавры победителя. И тут безнравственно все, чего ни коснись.
Пять лет назад, накануне старта первого сезона детского «Голоса» «Труд» пустился в ханжеские рассуждения о том, что, мол, вовлекать несовершеннолетних в эту ярмарку тщеславия нехорошо. Проваливаясь в конкурсе, страшно переживают даже взрослые, что уж говорить о неокрепшей психике школьников, которой неудача нанесет жесточайшую душевную рану. Нами даже была нарисована страшная картина, как какая-нибудь провинциальная девочка, потерпев неудачу, возвращается в родной районный центр, и одноклассницы, все как на подбор, злые и завистливые, начинают над ней издеваться: «Ну что, звезда? Обделалась?»
«Труд» оказался не совсем точен в прогнозе. В студии «Голоса» стильно и дорого одетые малолетки пели на английском языке про страстную любовь, стараясь при этом походить на заматерелых поп-звезд. Все друг другом были довольны, слезы проигравших быстро высыхали благодаря стараниям ведущих и наставников. А что там было потом, дома, никто не знает. Максим прав: об участниках программы, в том числе и о победителях, моментально забывают все.
Но вот в чем «Труд» был прав, так это в том, что душевная травма ребенку все же была нанесена. Правда, жертвой стала не Золушка из райцентра, а принцесса, родившаяся с серебряной ложкой во рту, дочь популярной певицы и долларового миллионера, внучка очень влиятельного человека, экс-сенатора, постоянно проживающая в Лондоне Микелла Абрамова.
В подробностях пересказывать случившееся на Первом канале не имеет смысла. Об этом трындели все радиостанции Советского Союза (бывшего), трубили социальные сети, событие обсуждали со своими клиентками парикмахерши, проводницы поездов дальнего следования и бабки на скамеечках у подъездов.
Если коротко, то количество голосов, отданных зрителями за дочку Алсу, очень многим показалось неправдоподобным. Грандиозный скандал разразился немедленно. «Привет, друзья. Программа «Голос» прошла, но осадок остался. Неблагодарное дело — пересматривать результаты, но я все-таки надеюсь, что Первый канал это сделает, чтобы развеять сомнения или пересмотреть итог», — написал в своем «Инстаграме» Валерий Меладзе. Шеф-редактор шоу загремел в реанимацию с инфарктом, а Константин Эрнст объявил, что будет произведена строжайшая проверка: «Активность звонков и СМС в поддержку одного из участников существенно превысила количество голосов за других конкурсантов... Такого разрыва между участниками, пожалуй, не было никогда». Озабоченность руководителя канала понять можно: все-таки «Голос» — самый рейтинговый проект «Первого», подрыв репутации шоу принесет колоссальные моральные и коммерческие потери. Возмущенная же публика накинулась на кроху-победительницу и ее родню с такой ненавистью, словно те по меньшей мере предали интересы государства.
А теперь зададимся вопросом: был бы народный гнев столь же беспощадным, если бы странную победу одержала не принцесса, а именно что Золушка? Ну разумеется, нет! Дело в том, что общественность давно страдает от нарыва, вызванного социальной несправедливостью, при которой узкому кругу людей, обладающих властью и деньгами, можно все, в то время как подавляющему большинству приходится скромно молчать в тряпочку. При которой дети чиновников в 20 лет становятся директорами банков и министрами, отпрыски депутатов безнаказанно давят своими дорогими лимузинами прохожих, чада знаменитостей беззастенчиво кичатся сладкой заграничной жизнью и считают своих рядовых сверстников быдлом и пылью.
Время от времени, когда чувство превосходства элита демонстрирует совсем уж нагло, нарыв прорывает, и волна возмущения обрушивается на баловней судьбы и тех, кто считает себя любимцем публики. В этом смысле ситуация с Микеллой сродни той, что сложилась недавно вокруг Кокорина и Мамаева.
Понимают ли те, кто ежедневно красуется на телеэкранах, кто уверен в искренности народной любви к себе, что всему есть предел? Некоторые точно понимают. Например, Максим Галкин заявил, что не пустит их с Аллой Пугачевой детей на масштабные конкурсы во избежание подобных скандалов. «К сожалению, ее (Микеллы) родители не соразмерили свое информационное влияние. Слишком много звездных друзей топило за девочку. Такой возможности у других родителей нет, поэтому и произошел драматический перекос».
Но, надо полагать, из уроков Алсу и лихих футболистов мало кто сделает правильные выводы. Самоуверенная элита воспримет их как досадное недоразумение. А простые люди... Вот Максим уже сообразил, что скандал пошел ему на пользу. А сколько тысяч девушек вдохновил пример Дианы Шурыгиной! Оказывается, слава и деньги так близко — руку протяни. Такова волшебная сила телевидения и хайпа.