
День Победы 9 Мая — одна из бесспорно святых дат для России, хотя с каждым годом все больше желающих поставить под сомнение ее, Победы, международное значение, а заодно бросить тень на подвиг советских людей в годы Великой Отечественной.
В мире по-разному празднуют день окончания войны. Вторая мировая для США и Китая, к примеру, длилась до 2 сентября 1945 года, в Евросоюзе он официально отмечается 8 мая. И называют его по-разному: «день памяти и примирения», «день окончания», «день победы над нацизмом в Европе» (у американцев), «день освобождения», как в Германии. Оно и понятно: во-первых, тяжесть войны для разных стран и народов была разной, а во-вторых, не все ведь тогда победили. Кого-то освободили, кто-то капитулировал, а свободных при немцах прибалтов, как они теперь уверяют, «оккупировали Советы».
Но все это не столь важно. Важнее вот что: с начала мая по всему миру, в 50 странах, идут шествия «Бессмертного полка», в котором главное участие принимают наши соотечественники по СССР, бывшие и настоящие. Те, чьи деды, отцы и матери прошли самую страшную бойню в истории человечества и выстояли в ней, сохранив своим потомкам жизнь, честь и человеческое достоинство. Что бы там ни говорили скептики, но память о той войне жива — достаточно посмотреть на нескончаемый поток молодежи с фотографиями воевавших на улицах городов всего СНГ 9 Мая. А теперь «Бессмертный полк» шагает по Европе и миру.
В космополитичном Нью-Йорке 4 мая в пятый раз прошло шествие, в котором приняли участие рекордные 2 тысячи человек. «Полк» в канадском Торонто собрал более 5 тысяч. Аналогичные акции прошли и в Гаване, Эль-Кувейте, Дамаске, Женеве, Оттаве, Мельбурне, Алеппо. Французская газета Rue89 Strasbourg написала о «праздничных дефиле, выдержанных в русских тонах, в Париже, Ницце, Марселе, Лионе, Монпелье и Страсбурге».
Как ни странно, единственной страной антигитлеровской коалиции помимо бывшего СССР, где празднуют Победу и 9 Мая, остается Великобритания. В этот день собираются ветераны Северных конвоев, которые чтят свое боевое содружество со «сталинской Россией». Несмотря на всю антироссийскую риторику правительства Терезы Мэй, в этом году под праздник установили гранитный монумент в маленьком шотландском городке Фернане, посвященный советским летчикам, базировавшимся в далеком 1943 году в Великобритании в рамках союзнической программы. Королевские ВВС устроили даже небольшой музей на историческом аэродроме Эррол, посвященный советским пилотам.
В Вечном городе Риме под стенами древнего замка Святого Ангела прошло народное шествие наших соотечественников с песнями военных лет, к которому присоединились и местные потомки ветеранов Сопротивления и партизанского движения. Пусть свой День освобождения итальянцы отмечают 25 апреля, роль СССР во Второй мировой здесь помнят хорошо. Хотя трактовки ее итогов часто носят отпечаток национального восприятия трагедии войны. Так, президент Италии Серджо Маттарелла в праздничной речи осудил режим Муссолини, который отправлял «плохо экипированных молодых итальянцев умирать в Грецию, Россию и Африку». Интересно, если бы итальянцы, замерзавшие под Сталинградом, были лучше вооружены, это приблизило бы день освобождения Италии?
Понятно, что такого размаха чествования, как в России, нигде в мире не практикуют. То, что кажется нам естественным и привычным — к примеру, военный парад на Красной площади и в городах воинской славы, — там, извне, воспринимается по-другому. Так, европейские либералы и «зеленые» считают, что «демонстрация» вооружений в день, когда надо осуждать войну, — это явное бряцание оружием и проявление агрессивности«. Понятно, в чей огород камушек. Особое раздражение вызывают «ракеты малой дальности, способные нести ядерную боеголовку, которые продефилировали на репетиции парада в самом центре Москвы неподалеку от Красной площади». И тоже понятна природа этого раздражения...
Но тут уж, извините, дело вкуса: кому-то больше по душе ракеты в парадном строю, а кому-то гей-парады.