Скандал с идеей запрета на импорт продуктов для личного потребления застал автора этих строк на Брянщине. Как раз в главной аграрной вотчине «Мираторга», чей совладелец Виктор Линник призвал россиян «думать не о хамоне и пармезане, а о развитии собственной страны». Под страной, очевидно, подразумевались местные пастбища холдинга и тучные стада быков, взирающие на проносящиеся по киевской трассе машины из-за колючей проволоки.
Только не думайте, что быкам устроили концлагерь. Просто есть такая продвинутая технология беспривязного содержания скота. Будущие стейки, окорока и отбивные вольно пасутся на огороженном лугу, нагуливая вес на радость хозяевам. Это дело замечательно освоили фермеры Шотландии и научили остальной аграрный мир. Наш «Мираторг» не только технологию успешно перенял, но и молодняк абердин-ангусской мясной породы закупает за кордоном. Ну и, разумеется, на полях современных Маркизов Карабасов работают исключительно импортные тракторы, комбайны и косилки. Что совсем не мешает хозяевам холдинга упрекать любителей заграничного хамона в отсутствии патриотизма и обзывать их «балаболами».
Как и следовало ожидать, граждане обиделись и отмалчиваться не пожелали. Для начала предложили российским балаболам-патриотам научиться делать такие деликатесы, как в Испании или Италии. Мол, тогда никому из туристов не придет в голову таскать по аэропортам сумки с продуктами, да еще платить авиакомпании за перевес. А до тех пор, пока отечественное изобилие не наступило, в качестве профилактической меры блогеры призвали игнорировать продукцию упомянутого холдинга. В соцсетях развернулась настоящая кампания под лозунгом «Не ешьте продукцию «Мираторга»!». Если народ поддержит, то мясникам-патриотам еще придется крепко пожалеть, что вообще ввязались в эту историю.
И очень возможно, не только им. Российский «Форбс» недавно выяснил, что «Мираторг» пользуется особой поддержкой правительства, всегда оказывается в первых рядах претендентов на субсидированные кредиты и прочие льготы. А досужая пресса благосклонность банков, как и безудержное восхваление продукции на ведущих телеканалах, немедленно увязала с супругой главы правительства, по странному совпадению носившей в девичестве фамилию Линник. Разгорелся скандал, который заставил опровергать вредные слухи и домыслы. «Официально сообщаем, — цитировали агентства пресс-службу правительства, — об отсутствии каких-либо родственных связей между супругой председателя правительства РФ и руководством АПХ «Мираторг».
Казалось бы, вопрос исчерпан, но не тут-то было! В век интернета костер легко раздуть, но куда труднее потушить и сделать вид, что ничего не было. Ну, допустим, все поверили, что родственных связей нет и «Мираторг» просто обласкан за производственные достижения. Но, спрашивается, при чем здесь «развитие страны»? Ни для кого не секрет, что наш крупный аграрный бизнес заточен исключительно на извлечение прибыли в пользу нескольких владельцев. Да, может быть, даже не все заработанное на российских полях уводится в офшоры, но разве только извлеченными из Брянской земли деньгами измеряется самочувствие глубинки?
Вот вам наглядная картинка с натуры. В большом приграничном селе Чуровичи, откуда, как говорили, петух кричит на три республики, приказал долго жить крупный совхоз со всеми своими фермами и бригадами. Устроиться в пришедший на эту землю мясной холдинг удается редким счастливчикам, местные жители едут на заработки в Брянск или в Москву. Закрыты хлебозавод и маслозавод, зияет разбитыми окнами двухэтажное здание сельского ПТУ, куда приезжала учиться молодежь из приграничных украинских и белорусских районов: Если это развитие, то что же тогда называть деградацией и упадком?
И вот еще любопытное совпадение. Как раз в те дни, когда «Мираторг» ополчился на хамон и пармезан, Владимир Путин и Владимир Зеленский заочно обменялись репликами по проблемам текущей межгосударственной политики. Российский президент то ли в шутку, то ли всерьез предположил, что если всем желающим раздавать российские и украинские паспорта, то со временем братские народы получат шанс вернуться к общему гражданству. В ответ вновь избранный украинский президент сгоряча заявил, что у наших народов не осталось ничего общего, кроме границы. После чего немного сдал назад и дипломатично заявил, что при всех разногласиях после прощального «до свидания» политикам рано или поздно приходит время сказать «добрый день»...
Боюсь, жители приграничных районов уже не верят, что такой день когда-нибудь наступит. Ров на границе становился глубже, даже когда межгосударственные отношения знавали лучшие времена. Уже мало кто помнит, как гости трех республик собирались на майские фестивали у монумента Дружбы, к которому подъезды перегорожены пограничными шлагбаумами. В бытность президентом Леонид Кучма, уроженец соседнего Семеновского района, торжественно открывал новый железнодорожный мост для поезда Москва — Новгород-Северский. Не прошло и нескольких лет, как пассажирское сообщение остановили, рельсы по обе стороны границы сдали на металлолом, растащили даже щебень со шпалами. Ну а уже после Майдана киевские власти начали перекрывать и пограничные переходы.
Брянскую деревню Хоромное с черниговским селом Клюсы разделяет речка Цата. По обе стороны местные жители общаются на суржике. Раньше взрослые ходили друг к другу в гости, как к себе домой, школьники на каникулах отправлялись в походы до Щорса и Тереховки. Теперь мост через реку перекрыт бетонными блоками, вдоль берега — столбы с колючей проволокой. Очень напоминает ту, что огораживает расположенные по соседству пастбища «Мираторга».
В наше время колючая проволока стала самым ходовым товаром. Правда, на таможне натянуть ее перед хамоном на сей раз не получилось. Ну да это пока...