Международная комиссия экспертов, работающая в Сирии под эгидой ООН, пришла к выводу, что химическое оружие в ходе конфликта, скорее всего, применяли не правительственные войска, а боевики сирийской оппозиции. «Исходя из тех свидетельств, которые мы собрали, повстанцы использовали химическое оружие, применив газ зарин», – сообщила прессе член комиссии ООН, бывший главный прокурор Международного трибунала ООН по Югославии Карла дель Понте.
Зариновая оппозиция
Общаясь с журналистами, Дель Понте отметила, что выводы, которые она излагает, сделаны комиссией на основе показаний пострадавших, врачей военных и гражданских госпиталей, а также информации, собранной в соседних странах. «Результаты нашего расследования в дальнейшем надо перепроверить с помощью дополнительных свидетельств, – сказала прокурор, – пока же есть данные, что химоружие использовалось оппозицией, а не правительством».
Такой вывод в значительной степени меняет официальное мнение о происходящем в Сирии, учитывая, что в апреле текущего года лидеры оппозиции, а вслед за ними Израиль, США и Великобритания обвинили в применении химоружия именно режим Башара Асада. Сирийские власти долгое время вообще отрицали наличие в стране запасов боевых отравляющих веществ, однако в 2012 году, когда угроза иностранной интервенции по «ливийскому сценарию» стала реальностью, Дамаск признал наличие оружия массового уничтожения и пообещал применить его против агрессоров. Одновременно власти пообещали, что не станут применять отравляющие вещества против повстанцев сирийского происхождения.
19 марта власти Дамаска заявили, что боевики использовали химоружие против жителей провинции Алеппо. Теперь эти обвинения могут быть подтверждены международной комиссией, что ставит в крайне неудобное положение агрессивно настроенные по отношению к официальной Сирии Вашингтон и Тель Авив.
Пока неизвестно, каким образом боевики заполучили в свое распоряжение зарин. Запасы газа могли быть захвачены или похищены с одного из секретных складов. Могли их доставить и из-за границы. В последнем случае речь идет, скорее всего, о масштабной попытке демонизировать режим Асада и создать предлог для иностранной интервенции или воздушного нападения на правительственные войска. В таком случае, – отмечают обозреватели, – выводы, озвученные Карлой дель Понте, являются еще одной победой сирийских властей, поскольку не позволяют на легитимной основе создать международную коалицию.
Израильский налет
Тем не менее, накануне в окрестностях Дамаска прогремели несколько мощных взрывов. Сирийские СМИ сообщили о ракетном нападении со стороны Израиля. По данным обозревателей, ракеты были выпущены израильскими самолетами, находившимися в воздушном пространстве Ливана.
По данным израильской газеты «Гаарец», удар уничтожил емкость с авиационным топливом в аэропорту Дамаска, а также прибывший из Ирана грузовой самолет и арсенал, расположенный в пригороде столицы. В то же время, сирийская оппозиция сообщает, что удару подверглись цели в расположении четвертой бронетанковой бригады армии и конвой, перевозивший ракеты для систем ПВО.
Официальные израильские лица воздержались от комментариев, однако их американские союзники высказали предположение, что целью ударов могли быть склады или транспортные колонны, подвозившие оружие для палестинской группировки «Хезболла». «Израиль вполне оправданно испытывает обеспокоенность по поводу угрозы со стороны «Хезболлы», которая пытается заполучить современные системы вооружений, включая ракеты большой дальности», – заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.
Обозреватели в ответ высказали предположение, что израильские воздушные удары, в принципе, могут добить режим Асада. Однако в конечном счете это может привести к плачевным последствиям для самого еврейского государства. С одной стороны – что против официального правительства Сирии воюют оголтелые исламисты, которые ненавидят Израиль и готовы продолжить войну уже против ЦАХАЛа. С другой, загнанный в угол и находящийся на краю гибели сирийский режим может нанести удар возмездия по городам соседа.
Пока же власти Сирии заявили, о том, что перенацеливают часть своих ракет на цели, расположенные в Израиле.