Главная Культура 19:12 07 Апреля 2018 6145
«Интересный человек: он знает все наши песни!»

Александр Городницкий – о бардовском творчестве, червях и конце света

Людмила Безрукова, Сергей Бирюков
Фото: globallookpress.com

Когда говоришь с Александром Городницким, невозможно поверить, что ему 85. Страстная речь, горячие стихи (только что вышла новая книга), оригинальная и мощно аргументированная точка зрения на самые разные жизненные явления, от авторской песни до глобального потепления. Известный российский геофизик и знаменитый бард, автор легендарных «Атлантов», «Жены французского посла», «Песни полярных летчиков», сегодня, 6 апреля, выступит с юбилейным концертом в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

— Александр Моисеевич, почему в филармонии?

— Меня самого удивило, когда три с небольшим года назад впервые пригласили выступить на юбилейном концерте маэстро Темирканова. Это храм музыки, в который я еще мальчишкой, студентом Горного института, ходил на концерты великих дирижеров — Ферреро, Стоковского, Мравинского, на первые исполнения симфоний Шостаковича. Покупал самые дешевые билеты на галерку... И вдруг меня зовут по ту сторону рампы, где выступали эти боги музыки. Меня встречает величественная седая женщина в вицмундире администратора, ведет к сцене, где орган. Тушуюсь, но она милостиво улыбается: не смущайтесь, сейчас еще хуже вас приглашают...

— У вас вышло более двух десятков книг — научных, поэтических, публицистических, мемуарных. А ведь было время, когда вас вовсе не издавали.

— Первая моя книжечка вышла в 1967 году в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель». А через год, после известного вечера творческой молодежи в Доме писателей на Воинова, 18 я среди других очень приличных фигурантов, включая Иосифа Бродского, попал под донос. Мне отказали в приеме в Союз писателей, рассыпали уже набранную книгу, 16 лет не печатали вообще. И знаете, это очень стимулировало мое песенное творчество: не печатают — не надо, а спел — кто-то услышал, подхватил, и пошло «в народ». На самом деле я очень признателен тем, кто меня запретил — в юности у меня были такие хреновые стихи...

— Отчего в России приобрела такое значение авторская песня?

— Интересная штука, читаю об этом лекции у нас, в Швеции, в Штатах. Вообще-то термин дурацкий. Не бывает песен без авторов. Но особый случай, когда автор у мелодии и стихов — один. И когда главное — стихи, созданные такой яркой личностью, как Окуджава, Высоцкий... Такое искусство, в разных формах, есть у всех народов. Вспомните «Слово о полку Игореве»: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити... своя вещие персты на живая струны воскладаше...» Но в 1960-е годы у нас сложилась уникальная ситуация: все СМИ были насмерть заблокированы главлитами. И народ, как в Древней Руси, пошел проверенным путем: струнный инструмент в руки — и вперед с песнями.

К сожалению, сейчас в нашем жанре наступил кризис. Фестивалей — больше сотни, исполнителей хоть отбавляй. Но, будучи 40 лет председателем жюри самого крупного в мире фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, вижу, как постоянно уменьшалось число авторов. Ушла вся когорта 1960-х: Окуджава, Галич, Высоцкий, мой друг Юрий Визбор, Новелла Матвеева. Те, кто пришел им на смену, вряд ли могут с ними сравниться. Пишут о всякой ерунде, не трогает ни ум, ни сердце.

— А не в рэперы ли подались новые авторы?

— Я приветствую самые разные формы. У меня есть стихи, посвященные Юре Шевчуку. Но в — современной песне мне не хватает протеста — того, чем были так сильны шестидесятники.

— Рэперы могут о самой властной власти — без обиняков, с матерком...

— Вот к мату у меня не лучшее отношение. Хотя на Крайнем Севере сам им с работягами объяснялся, по-иному они не понимали. Но в литературе его ненавижу. Прощаю разве что моему другу Губерману и, конечно, Алешковскому. Но вообще считаю мат раковой коррозией русского языка.

— Вы как-то обмолвились, что имея абсолютный слух, не получили даже начального музыкального образования. Это мешает или помогает в творчестве?

— Никакая безграмотность не может быть в помощь. Утешаю себя: а те, кто сочинял народные песни, разве знали ноты, изучали сольфеджио? Мой друг, доктор технических наук Виктор Берковский тоже не знал нотной грамоты, при этом слыл одним из лучших мелодистов ХХ века. Как и Булат Окуджава. К слову, замечательные композиторы Рыбников и Таривердиев как-то пытались написать музыку на стихи Булата. Не получилось. Потому что важна органика стихов и их музыкального сопровождения. А главное интонация, единственно точная.

— А что помешало освоить музыкальную грамоту?

— Война. Родители, когда узнали, что у меня абсолютный музыкальный слух, стали откладывать на пианино. Нужную сумму накопили к лету 1941-го... Первую блокадную зиму я оставался с мамой в Ленинграде. Продуктов с каждым днем становилось все меньше, они быстро дорожали. В один из дней мама взяла все свои накопления и пошла в магазин. Этих денег хватило на десяток яиц...

Вообще многое в моей жизни произошло случайно. Случайно выжил, не знаю почему. Или знаю, но лучше сказал об этом в стихах. Например, о водителе, который вез нас, блокадных детей, через Ладогу:

«Водитель, который меня через Ладогу вез,/ Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя./ Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, —/ Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.../ Глухими ударами била в колеса вода,/ Гремели разрывы, калеча усталые уши./ Вращая баранку, он правил упорно туда,/ Где старая церковь белела на краешке суши./ Он в братской могиле лежит, заметенный пургой,/ В других растворив своей жизни недолгой остаток./ Ему говорю я: „Спасибо тебе, дорогой,/ За то, что вчера разменял я девятый десяток“».

Не моя заслуга, что в 7-м классе, желая заниматься в кружке рисования городского дворца пионеров, я застал дверь запертой, а из-за соседней двери звучали стихи — это была студия литературного творчества, которую вел замечательный ленинградский поэт, в дальнейшем мой педагог Глеб Сергеевич Семенов. Я сунул туда голову и увидел черноволосого человека в офицерской форме, уже без погон (шел 1947 год), который читал стихи, как я потом узнал, Франсуа Вийона в переводе Эренбурга. Мне захотелось в этом участвовать. Получил задание (от Ефима Львовича Эткинда, знаменитого поэта-переводчика, в будущем защитника Бродского и профессора Сорбонны) — написать два стихотворения или один рассказ. Через две недели я принес стихотворения, одно, про умирающего гладиатора, подозрительно смахивало на Лермонтова. Меня приняли.

В 1951-м, окончив школу, я хотел стать историком. Но в Ленинградский государственный университет имени товарища Жданова дорога мне, с моим пятым пунктом, была заказана. Тогда я подал документы в Горный — мальчишке хотелось героического. Тут — тоже случайность. Надо было сдать прыжок в воду с 3-х метров. А я не умел плавать. И вообще по натуре трусоват. Когда нас привезли на гребной канал и я влез наверх, то дрожал не только от собачьего холода. Уже развернулся, чтобы позорно ретироваться, но нога поскользнулась, доска спружинила, и я против воли оказался в воде. Прыжок, к моему удивлению, засчитали, так я стал геологом.

— Кем же вы себя в первую очередь считаете — поэтом, бардом, ученым?

— Повторю за одним из моих учителей в поэзии Давидом Самойловым: «Выпало счастье быть русским поэтом». Что для меня Россия? Великая империя, как немодно это ни звучит. Говорят, время империй прошло. Да, но все они оставляют наследство. От Римской осталось право, от Британской — содружество процветающих государств. Вот испанцы в Южной Америке ничего не оставили, кроме памяти о головорезе Кортесе. А империя русского языка и великой русской литературы осталась. Гоголь — из украинцев, Державин — из татар, Шафиров, как и Нахимсон, ставший Нахимовым — евреи, но все они строители России. И это строительство — благо для нашего громадного континента. Великая культура не может распасться на отдельные улусы.

Меня за эту позицию только ленивый не ругал. В том числе браться по крови, которые считали, что я тем самым отрекаюсь от своего народа. В Сан-Франциско группа евреев пришла бить мне морду... Но у меня сильный козырь — мой антифашизм. Моя семья дорого за него заплатила. Всех моих родных, кто остались в Белоруссии, нацисты уничтожили. Вот мое понятие родства: «Неторопливо истина простая/ В реке времён нащупывает брод:/ Родство по крови образует стаю,/ Родство по слову создаёт народ./ Своим происхождением, не скрою,/ Горжусь и я, родителей любя,/ Но если слово разойдётся с кровью,/ Я слово выбираю для себя./ И не отыщешь выхода иного,/ Какие возраженья ни готовь,/ Родство по слову порождает слово,/ Родство по крови порождает кровь!»

— Какие ваши песни считаете народными?

— Ну, это не мне судить. Не забуду, как в филармонии Иркутска пару лет назад выступал перед геологами. Тысячный зал, мои коллеги из тайги, с Байкала. В перерыве выхожу в фойе, рядом два мужика, явно уже поддавшие, не заметили меня, один другому говорит: интересный человек приехал, он все наши песни знает... По-моему, лучше комплимента быть не может.

— Вы не раз бывали на Северном полюсе и в Антарктиде, поднимались в горы и спускались на дно морское...

— Берите глубже — на дно океанов! Максимальной для себя глубины достиг в Северной Атлантике — 4,5 км. А в общей сложности 15 раз спускался с использованием всех типов подводных аппаратов. Там безумно интересно. Вот пример: мы открыли нечто, очень похожее на развалины древнего города. Разве это не подтверждение рассказа Платона об Атлантиде? Другой пример: в самом конце ХХ века сначала американские акванавты, а потом и наши обнаружили на дне Тихого океана новую форму жизни. На большой глубине в горячих термальных рассолах (до 200-300 градусов по Цельсию), которые вырываются с океанического дна, обитают огромные черви вестиментиферы. В отличие от человека и других существ, населяющих сейчас Землю, они не фитотрофные, от солнца не зависят, живут благодаря химическому синтезу, поглощая серу, и выделяя азот. На сегодня эта жизнь примитивна. Но если верить тому, что homo sapiens произошли от трилобитов, то почему эти черви не могут со временем развиться, создать цивилизацию?

— Пару лет назад у вас вышла книга «Проблемы и тайны науки», посвященная, в том числе, глобальному потеплению.

— Не только книга, мы и трехсерийный телефильм «Легенды и мифы Александра Городницкого сняли с режиссером Наташей Касперович. Первая серия — про те самые североатлантические погружения. Вторая — про подтверждение библейских мифов: гибель Содома и Гоморры вполне могла произойти в результате тектонических процессов и метанового взрыва... Бегство евреев из Египта, возможно, случилось благодаря цунами: где-то в Средиземноморье рванул вулкан, вода сперва отступила, пропустив беглецов, а потом накрыла преследователей. Кстати, год назад египетские археологи сообщили, что нашли на дне Красного моря остатки доспехов, колесниц... Третья серия — мифы, которым не верю. В том числе про упомянутое вами глобальное потепление, точнее то, что в нем повинен человек. Это полная ерунда — тут чисто природный процесс, связанный прежде всего с солнечной активностью. Количество углекислоты, которое выбрасывает в атмосферу зеркало мирового океана, в сто раз больше, чем на это способна вся мировая промышленность. Просто Альберт Гор и другие влиятельные американские политики увидели в этой страшилке возможность выкачивать громадные средства, якобы необходимые для борьбы с экологической опасностью. Убежден, что нашей стране надо выйти из Киотского протокола. Трамп уже из него вышел.

— Иными словами, новый всемирный потом нам не грозит?

— Не грозит, и Питер не утонет, что лично для меня важно. Когда-нибудь взорвется солнце и все живое погибнет. Но это — через миллиарды лет, сейчас ещё рано беспокоиться.

Тревожит другое. Полвека занимаясь магнитным полем земли, являясь председателем национальной комиссии по магнитным полям океанов, ответственно заявляю, что жизни на земле грозит инверсия этого поля. Иногда магнитные полюса меняются местами, в такие периоды поле почти исчезает, а значит земля остается без магнитного зонтика, защищающего ее от мощного потока космических частиц. Последняя такая переполяризация произошла 67 миллионов лет назад. Как раз когда погибли динозавры...

— В чем секрет вашей молодости духа?

— Как пишет Игорь Губерман, «Время льется, как вино, сразу отовсюду./ Но однажды видишь дно и сдаешь посуду...» Я рад, что период сдачи посуды у меня затянулся по сей день. Но это заслуга не моя, а кого-то другого. Я, блокадный мальчишка Ленинграда, никогда не думал, что дотяну до 85-ти. «Вспоминается нередко черно-белое кино,/ Где смотрю я, семилетка, в затемненное окно./ Вой снаряда ближе, ближе. До убежищ далеко./ Вся и доблесть в том, что выжил. Выжить было нелегко».

— А сейчас жить интересно?

— Да! Особенно интересно — как дальше все сложится в родном Отечестве. Неужели так и будем бесконечно преодолевать наши постоянные «временные трудности»?

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5353
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4416
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...