Главная Культура 10:03 07 Марта 2019 6564
Интересная жизнь Анны Яновской

В Доме кино состоялась премьера режиссерского дебюта известной актрисы

Леонид Павлючик
Анна Яновская представляет свой фильм журналистам. Фото из личного архива Анны Яновской

В 1989 году 17-летней студенткой Анна Яновская сыграла свою первую роль в фильме «Под небом голубым», который по сценарию Виктора Мережко поставил Виталий Дудин. Потом снималась не только в России, но и в Германии, Греции, Польше. На съемочной площадке работала с Ниной Усатовой, Юозасом Будрайтисом, Зиновием Гердтом, Игорем Ясуловичем, Владимиром Ильиным, Николаем Караченцовым, Сергеем Бодровым, Михаилом Ульяновым, Мариной Влади…

Но в какой-то момент Анна решила стать по другую сторону кинокамеры. Закончила Высшие режиссерские курсы, начала сама снимать кино. Сегодня на ее счету несколько ярких игровых короткометражек, одна из которых получила Гран-при в Италии, и серьезных документальных лент. И вот – ее первый большой игровой фильм…

Анна Яновская и Евгений Миронов в спектакле «Вишневый сад» в постановке Эймунтаса Някрошюса

– Анна, начнем с начала. Почему в свое время вы решили «завязать» с актерством?

– Я с актерской профессией не завязывала. Просто перестала предпринимать специальные усилия, чтобы быть на виду, напоминать о себе, добиваться новых ролей. Если мне суждено сыграть что-то серьезное, то я своего не потеряю. Сегодня играю в двух спектаклях, время от времени снимаюсь. Это моя профессия, мой хлеб. Но я точно помню момент, когда почувствовала некий внутренний толчок к перемене участи.

Это был 2011 год. Я снималась в сериале «Танец нашей любви», который во многом держался на моей роли. Играла по 14 часов в сутки – и все было не так: плохая история, неряшливые съемки, приблизительные диалоги, которые мы с коллегой Валерием Яременко пытались как-то приспособить под себя. «И на это я трачу свою жизнь»? – сама себе задала вопрос, испытывая в тот момент творческое опустошение.

– И как ответили себе на этот вопрос?

– Через несколько дней встретила на улице Владимира Грамматикова, у которого когда-то снималась в фильме «Осенние соблазны». Узнала, что он совместно с Александром Бородянским набирает мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. До конца приема документов оставался один день. За этот день я написала пять обязательных письменных работ – и поступила. Училась у прекрасных мастеров. Став со временем режиссером, сняв несколько фильмов, я словно обрела свою истинную сущность. Теперь приходя на кастинги к другим режиссерам, я не чувствую вот этой наркоманской зависимости: только утвердите меня на роль! Я разговариваю с ними на равных, как с коллегами. Хотите – берите меня. Не хотите – я буду снимать свое кино.

– И сниматься в них сама…

– В принципе, я не люблю сниматься в своих фильмах. Сыграла в одной из своих короткометражных лент только потому, что актриса заболела. Но я бы не исключала и такого поворота событий. Кто знал о прекрасной актрисе Наташе Кудряшовой, пока она в качестве режиссера не сняла сама себя в фильме «Пионеры-герои»? Все увидели ее в этой картине и ахнули. А потом случился ее недавний актерский триумф в фильме «Человек, который удивил всех», за который она получила приз в Венеции. Я верю, что судьба меня правильно ведет по жизни. И где-то на седьмом круге подсознания согреваюсь мыслью, что моя главная роль еще впереди.

– Но пока вы с головой ушли в режиссуру. Мне в качестве члена жюри критики посчастливилось награждать вас за документальный фильм о трагедии затопленного Крымска. Как эта лента случилась в вашей судьбе?

– Это не я сняла картину, это она сама меня нашла. Я была на фестивале «Киношок» в Анапе. Училась в то время на режиссерских курсах. В качестве домашнего задания нужно было снять фильм «Как я провела это лето». Озиралась по сторонам в поисках материала. Алексей Балабанов представлял публике свой последний фильм «Я тоже хочу». Больше ничего интересного не происходило. И тут в нашей актерской компании появился человек. Он оказался начальником штаба помощи пострадавшим в Крымске. Трагедия произошла накануне, о ней были скупые информационные сводки. Он пригласил нас съездить в Крымск, чем-то помочь людям, поддержать их в трудную минуту.

Мы сели и поехали, это оказалось недалеко – всего 40 километров. И попали в другой мир. Я бы назвала это место адом на земле. Мы увидели большое количество обездоленных людей, лишившихся жилищ, крова над головой. У многих из них погибли родные. Я видела матерей, у которых вода вырвала из рук и унесла в пучину детей. Меня все это затронуло вживую. Люди были необыкновенно открыты. Говорили, не боясь, правду о произошедшем. Негодовали, что их не оповестили о возможной катастрофе, проклинали местную власть. У меня был с собой фотоаппарат, я что-то снимала на видео.

Когда мы вернулись в Анапу, обнаружила в пансионате людей, непохожих на фестивальную публику. Это оказались люди из Крымска, у которых вода подчистую снесла дома. Их временно поселили в близлежащие пансионаты, в том числе и к нам. Я стала снимать их исповеди. В итоге сделала ни на что не претендующий студенческий 25-минутный фильм, который, тем не менее, показали на нескольких фестивалях и даже наградили.

– Но я видел ваш часовой фильм об этих событиях…

– Да, после показа на фестивале «Святая Анна» ко мне подошел продюсер Михаил Зильберман и предложил развернуть мою учебную работу в большой фильм, проследить, как сложились дальше судьбы моих героев. Я снова поехала в Крымск, но уже с группой. Жила у своих героев, снова снимала их. Так появился на свет фильм «Десять сантиметров жизни». Вы в курсе ситуации, а для читателей газеты сообщу, что десять сантиметров -- это пространство между краем воды и потолком. Люди плавали в холодной воде в затопленных домах и дышали вот этими спасительными сантиметрами оставшегося воздуха, чтобы выжить.

- Вы разобрались в причинах трагедии?

– У меня не было такой задачи, я не снимала журналистское расследование. Мое кино получилось о людях, переживших трагедию. А по большому счету, – о непотопляемости русского народа. Боль о пережитом никуда не ушла, но они продолжают жить, строить, любить.

– Пора уже поговорить о фильме «Интересная жизнь», который, насколько я знаю, тоже начинался как документальный, а превратился в игровой…

– Лет пять назад я услышала от коллег Андрея Шемякина и Олега Иванова о буме якутского кино. Там ежегодно снимается порядка 50 фильмов, люди в 45-градусные морозы ходят на свое кино, заполняют залы. Многие одержимы кинематографом, собираются по вечерам в кафе, придумывают сценарии, живут интересной жизнью. Мне стал интересен этот феномен, я решила снять об этом документальную картину. Подумалось: вдруг и в Москве, Питере люди начнут ходить на родное российское кино…

Яновская в Якутии на съемках фильма «Интересная жизнь»

Наш замысел поддержал тогдашний глава Якутии Егор Борисов и мэр Якутска, а ныне руководитель республики Айсен Николаев. Они распорядились помочь нам с авиабилетами, гостиницами, другими оргвопросами. Но пока их решение спускалось вниз по административной цепочке, стали возникать препятствия. Одним из них стало требование предъявить сценарий. Я пыталась объяснять, что в документальном кино не может быть жесткого сценария. Мол, есть некий общий замысел, сюжетный каркас, но мы будем снимать «жизнь врасплох». Не сработало.

Тогда я привлекла на помощь замечательного якутского режиссера Сергея Потапова, с которым мы в свое время учились в мастерской Марка Захарова. Он ставит яркие спектакли, снимает удивительные фильмы, его называют в республике «якутским Тарантино». Потом к нам примкнули якутский кинорежиссер Костас Марсан, который организовал для нас первую, ознакомительную поездку в Якутск, и московский актер, шоумен Алексей Юдников, ставший главным героем фильма.

Кадр из фильма «Интересная жизнь»

Вместе мы сочинили историю о столичном актере, которого вызывают на съемки в Якутию. Его там никто не встречает, пригласивший его режиссер уехал на охоту, и наш герой то ли теряется, то ли растворяется в местных просторах и обычаях. Словом, начинали мы фильм про феномен якутского кино, а получился в итоге рассказ о феномене Якутии как таковой - о ее традициях, верованиях, природных и человеческих богатствах. Хотелось избежать пафоса, поэтому придумали много забавных эпизодов и сцен.

– Этот сценарий устроил чиновников?

– Были кое-какие трудности, но в итоге я благодарна своим оппонентам и советчикам, они помогли мне четче определиться с замыслом и жанром фильма. Я поняла, что для съемок полноценного документального кино мне надо прожить в Якутии несколько лет, стать здесь своей, только тогда местные люди, немногословные и осторожные, как многие северные народы, поверят мне и откроются. Поэтому пришлось изобретать некий гибридный жанр – на стыке игрового и документального кино.

Ведущий якутский оператор Семен Аманатов (фильм «Царь-птица», который он снимал, получил Гран-при Московского международного кинофестиваля) отвечал в нашем фильме за игровые сцены. А Инна Омельченко на небольшую камеру ловила «врасплох» окружающую нас непричесанную жизнь, которая сильно отличается от московской жизни. Например, в Якутии в начале всякого серьезного дела надо покормить оладушками землю, реку – иначе удачи не будет. Самое удивительное, что они верят в это. В конце концов, поверила и я.

Когда закончились съемки, моя задача состояла в том, чтобы отснятый материал, игровой и документальный, органично, без швов соединить в цельное художественное высказывание. И мы с замечательным режиссером монтажа Сергеем Ивановым буквально соткали этот так трудно давшийся, но дорогой для меня фильм.

– Который, добавлю от себя, уже получил ряд призов на фестивалях, а на днях был показан в Доме кино. Ажиотаж, по словам Виктора Мережко, представлявшего «Интересную жизнь» зрителям, был как на фильмах Михалкова. Чем думаете заниматься дальше?

– В марте лечу в Иран представлять «Интересную жизнь» тамошней публике. А в апреле – европейская премьера в Мюнхене. У картины есть международный дистрибьютор, надеюсь, наше кино посмотрят во многих странах мира. Параллельно ищем российского прокатчика. Мне кажется, наш фильм заслуживает того, чтобы его увидел широкий зритель.

Есть мысли и о новой работе. Вместе с моим педагогом, замечательным сценаристом Александром Бородянским написали комедию о юной девушке-киллере, которая приезжает в Москву мстить своим обидчикам. На главную роль ищу яркую, дерзкую актрису, чем-то похожую на 16-летнюю Оксану Акиньшину.

– А для вас в новом фильме роль не найдется?

– Может, и найдется. Поживем – увидим.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 30194
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7747
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4762
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4460
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4385
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

В ближайшее время к списку актеров, игравших дорогого Леонида Ильича, присоединится Сергей Маковецкий

Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Матвеев, Мягков, Белявский, Ваха, Шакуров, Ступка, Стоянов... Что общего между этими разноплановыми актерами? А то, что все они в разное время воплощали на экране образ Брежнева. В зависимости от жанра фильмов и сериалов...