Американское федеральное управление гражданской авиации, которое позже всех в мире наложило ограничения на полеты Boeing 737 MAX после катастроф в Индонезии и Эфиопии, объявило о готовности разрешить лайнерам вернуться в небо. Чиновники агентства выступили с заявлением, что удовлетворены «прогрессом, достигнутым корпорацией Boeing, по ключевым вопросам».
Это должно было означать, что создатели самолета стоимостью 100 млн долларов за штуку учли все ошибки и исправили все недочеты, с тем чтобы предупредить новые аварии. Однако журналистское расследование показывает, что в случае с MAX причиной катастроф стало желание скрыть конструктивный недостаток, который был известен еще со времен предыдущего поколения боингов. И именно чиновники FAA помогали корпорации прятать концы.
Расследователи из газеты The New York Times обратили внимание на поразительное сходство катастроф с Boeing MAX и инцидента с прямым предшественником лайнера — Boeing Next Generation. В феврале 2009-го самолет Turkish Airlines разбился при заходе на посадку в аэропорту Амстердама Схипхол. Погибли девять человек, в том числе оба пилота, а 86 человек получили тяжелые ранения. Тогда голландские следователи акцентировали внимание на ошибке пилотов, случившейся, когда автоматизированная система вышла из строя и заставила самолет рухнуть плашмя в 1,5 км от полосы.
Однако закрытые части отчета, которые были недавно опубликованы вопреки сопротивлению заинтересованных сторон, рисуют иную картину. По мнению ряда экспертов, к катастрофе привела конструкционная ошибка инженеров Boeing, а также желание руководства корпорации скрыть проблему. Все три катастрофы объединяет одна схема: вышел из строя датчик, система управления приняла его показания за верные, не сравнив с данными дублирующего устройства. В итоге — крушение. Во всех случаях в пилотских инструкциях отсутствовали упоминания о том, как автоматическая система может повести себя в случае поломки датчика и каким образом можно предотвратить падение.
В 2009 году австралийский эксперт по безопасности Сидни Деккер по просьбе Нидерландов проанализировал недочеты в конструкции и системе управления Boeing NG и вынес заключение: руководство Boeing было в силах предотвратить аварию. Об опасном «сюрпризе» было известно задолго до аварии в Амстердаме, и авиастроительная корпорация даже выпустила обновление для программного обеспечения лайнеров. Однако новая прошивка поправила ситуацию только на новых моделях самолетов, а старые остались без защиты. В Boeing посчитали, что риски не слишком велики и не стали разрабатывать отдельное программное обеспечение для таких случаев. Отказались и от внесения дополнений в инструкции для пилотов, чтобы «не привлекать лишнего внимания».
Официальные власти Нидерландов отказались от публикации доклада Сидни Деккера не без вмешательства американского Агентства по гражданской авиации. И в итоговый отчет о причинах катастрофы в Амстердаме вошли лишь заявления чиновников о допущенных пилотами ошибках.
И вот спустя десятилетие разбились два Boeing MAX. Если в случае с турецким самолетом проблема была в датчике высоты, то на этот раз критическими стали неполадки с датчиком пространственного ориентирования. Автоматическая система управления по-прежнему игнорировала показания дублирующих приборов и направила лайнеры в землю.
Как и в случае с Boeing NG, корпорация не включила в руководство по эксплуатации информацию, которая могла бы помочь экипажу распознать неисправность датчика и верно отреагировать. И теперь, как и в 2009-м, чиновники FAA действуют в интересах Boeing и пытаются приуменьшить вину производителя.
Как отмечает The New York Times, крушение в Амстердаме унесло жизни «всего» девяти человек, и предупреждение Сидни Деккера было проигнорировано. Потом за это было заплачено 346 жизнями в Индонезии и Эфиопии.
В авиагиганте отказались комментировать обвинения газеты. Сегодня корпорация переживает не лучшие времена. За последний год количество построенных и проданных самолетов сократилось почти втрое, гендиректор подал в отставку. Инженеры переделали программное обеспечение для MAX, но в процессе проверки у лайнеров этого поколения обнаруживались все новые недостатки. Теперь надежды связывают с новой моделью — Boeing 777X. Первый испытательный полет широкофюзеляжного лайнера на днях состоялся в штате Вашингтон. Остается надеяться, что на этот раз создатели самолета учли прежние ошибки.
P.S. А Boeing MAX могут вернуться к полетам в середине 2020 года, если испытания пройдут успешно. Всем пилотам, летающим на самолетах этой серии, придется пройти курсы переподготовки в течение месяца. Производство новых Boeing MAX остановлено навсегда. Всего было построено около 700 самолетов этой серии. В России эти лайнеры эксплуатировала только одна авиакомпания — S7. Оба самолета простаивают с марта 2019 года. Будет ли перевозчик пытаться взыскать с производителя убытки, не сообщается.