Россияне не экономят на покупке спиртных напитков. При этом лидируют водка и крепкие горькие настойки. Более того, по данным исследования агентства Nielsen, эта статья расходов за последний год даже прибавила 5%.
Тенденцию подтверждают и крупные компании-ритейлеры. «Мы действительно видим, что покупатели чаще выбирают водку. Причем покупают ее и те, кто раньше пил более дорогие напитки, и те, кто брал вино и пиво», — рассказал «Труду» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белановский. Эксперт связывает это прежде всего с ценой: водка стоит дешевле всех остальных крепких напитков, поэтому на нее часто переходят те, кто до кризиса предпочитал виски или коньяк.
Москвич Игорь Лихолетов осенью прошлого года потерял работу, в марте
«Покупатели предпочитают более дешевые продукты, и водка не исключение», — соглашается руководитель отдела по связям с общественностью компании X5Retail Group Светлана Витковская. В холдинг X5Retail Group входят розничные сети «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток». «Например, в магазинах сети „Пятерочка“ рост доли продаж водки по сравнению с прошлым годом составил 6,5%», — продолжает Светлана Витковская. По ее словам, нельзя утверждать, что спрос вырос критично, но тенденция есть.
Вместо водки — самогон
Доходы покупателей упали, и теперь люди выбирают более дешевые товары. Но тем не менее не все розничные сети, опрошенные «Трудом», признались, что в кризис стали продавать больше водки.
«Ассортимент наших магазинов изменился на 40% в сторону более дешевых товаров. Мы подстраиваемся под покупателей, которые выбирают товары в низком ценовом сегменте», — говорит управляющий партнер группы компаний Management Development Group Inc. (в холдинг входят магазины «ГастрономчикЪ», «Марка», ProdECO) Дмитрий Потапенко. «Я не могу сказать, что спрос на водку резко вырос, — продолжает эксперт. — Объясняется это тем, что в регионах, например, люди стали заниматься самогоноварением — это обходится им дешевле любой водки».
Те, кто самогон варить не умеет или не хочет, находят более дешевую альтернативу магазинной водке — пьют стеклоочистители, политуры, морилку.
Экономический кризис представляет серьезную угрозу здоровью населения. Человек, опасающийся увольнения, урезает свои расходы как на отдых и одежду, так и на питание. На смену здоровой пище приходит дешевая, качественные алкогольные напитки заменяются низкопробными, а то и вообще суррогатом.
Тот, кого уже сократили, долгое время не может найти работу, отчаивается и прикладывается к бутылке. Разгуляться безработному не позволяет кошелек, поэтому выбирается опять же то, что покрепче и подешевле — низкокачественная водка.
Ее в магазинах и столицы, и других городов страны в достатке. Только за последние полгода на полках появились бутылки по
Сухой закон не поможет
«Чтобы оптимизировать издержки, производители алкоголя вынуждены повышать цены на спиртные напитки. В то же время покупательская способность падает, поэтому люди покупают суррогаты», — считает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Он отмечает, что в последнее время на прилавках появилось много подделок.
Так, например, ведущие алкогольные бренды выпускают ограниченную партию напитка высокого качества для экспертиз, дегустаций, различных выставок, а на прилавки пускают подделку, которая не требует больших затрат. «Магазины не предъявляют требований к качеству продукции. Им важны бренд, упаковка и цена. А покупатели страдают», — сетует Михаил Аншаков. Он также объясняет, что сейчас люди выбирают спиртное по соотношению «цена-градус». Поэтому водка и пользуется таким спросом.
«Люди, потерявшие работу, оказались в ситуации, когда им надо
Эксперты уверены, что ни запреты, ни повышение цен не снизят спрос на алкоголь. По данным исследования фонда «Общественное мнение», 20% россиян считают, что понизить уровень пьянства в России может борьба с безработицей. Для сравнения: о введении сухого закона говорят лишь 5% всех опрошенных, о повышении цен — 4%. Вывод один: как только начнем больше работать, перестанем пить как не в себя.
Цена
Из чего складывается стоимость бутылки водки
- 17-18 рублей — себестоимость производства (вода, спирт, тара)
- 38,20 рубля — акциз на крепкий алкоголь
- 10 рублей — налог на добавленную стоимость
- 15% оптовая наценка
- 20% розничная наценка
- 90 рублей — минимальная стоимость легальной бутылки водки
Источник: Союз производителей алкогольной продукции
Найди себя
Стадии алкоголизма
Продром
Продром считается нулевой стадией алкоголизма — на этом этапе еще нет болезни.
Человек употребляет спиртные напитки по ситуации, как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или иных тяжелых последствий.
Пока стадия продрома не перешла в алкоголизм, человек может без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время.
Симптомы
Человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка или не будет. Выпив в компании, не требует продолжения и не выпивает затем самостоятельно.
Первая стадия
Больной часто испытывает труднопреодолимое желание выпить. При невозможности это сделать влечение к спиртному на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль количества выпитого резко падает.
Симптомы
Раздражительность, агрессивность и частичная потеря памяти в состоянии опьянения. Появляется тенденция оправдывать каждый случай употребления алкоголя.
Вторая стадия
Значительно возрастает выносливость к спиртному. Влечение становится более сильным, а самоконтроль слабеет.
Симптомы
После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. Ведет себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих.
Третья стадия
Выносливость к алкоголю падает, а употребление алкоголя становится ежедневным.
Симптомы
Деградация личности с необратимыми изменениями психики. Появляются нарушения работы организма и становятся необратимыми (алкогольный гепатит, алкогольная энцефалопатия и другие).
Возникают необратимые изменения в нервной системе, приводящие к парезам и параличам, к продолжительным галлюцинациям (синдром Кандинского — Клерамбо).