15 июля Государственное статистическое управление КНР опубликовало важные макроэкономические данные за первое полугодие. За первые шесть месяцев 2019 года ВВП Китая составил 45,093 трлн юаней, темп роста достиг 6,3% по расчету в сопоставимых ценах. ВВП увеличился в первом квартале на 6,4%, а во втором — на 6,2%.
Отдельные специалисты поспешно сделали вывод: рост ВВП на 6,2% — это самый низкий показатель за последние 30 лет. Квартальный темп роста в 6,2% действительно является самым низким с 1990 года. Однако не следует отождествлять «самый низкий» темп с «наихудшим», такое сравнение демонстрирует глубокое непонимание развития китайской экономики. Сравнение темпов роста в 1990 году и 2019 году примитивно и не опирается на базовые экономические принципы. Такое механическое сравнение не учитывает объем китайской экономики тогда и сейчас, а также различные этапы, циклы развития. Китайская экономика была и находится на разных этапах в 1990 и 2019 годах.
После стремительного роста на протяжении 40 лет Китай попрощался с быстрыми темпами и вступил в этап нормального развития. Но, несмотря на то что темп роста замедлился, в структуре и содержании экономики произошли коренные изменения. Рост на уровне 6% как раз и отражает эти положительные изменения в структуре и качестве развития экономики.
Если сравнивать с другими странами, которые прошли через этап стремительного развития экономики, например с Японией и Республикой Корея, ныне поддерживающими показатели роста ВВП на уровне 3%, Китай по-прежнему сохраняет темп роста в диапазоне более 6%. И это более чем значительный и позитивный показатель.
Но еще важнее то, что китайская экономика обладает огромными внутренними резервами для развития. Даже на фоне торговых противоречий в мире китайская экономика имеет большие преимущества с точки зрения рынка потребления, урбанизации, технологических инноваций и производственной модернизации. В этом и заключается «прочность» китайской экономики, о которой говорят экономисты. Например, что касается потребления, то в условиях ограниченного экспорта за три месяца второго квартала темпы роста розничных продаж товаров широкого потребления достигли 7,2%, 8,6% и 9,8% соответственно. Внутреннее потребление замещает экспорт и становится самым главным двигателем китайской экономики.
К тому же с глобальной точки зрения Китай по-прежнему является самой перспективной экономикой мира. Некоторые эксперты отмечают, что Индия и Вьетнам уже обогнали КНР по темпам роста. Однако, когда китайская экономика была такого же объема, как в этих двух странах сейчас, она демонстрировала двузначный темп роста. Просто КНР в настоящий момент находится на более высоком этапе развития.
Тем не менее не следует отрицать, что современная китайская экономика сталкивается с серьезными вызовами и трудностями. Но темп роста в 6,3% не вызывает беспокойства. Если китайская экономика будет способна поддерживать такую динамику развития в следующем цикле, то это будет весьма впечатляюще. Однако чрезмерное внимание к цифрам и игнорирование более важных проблем могут стать причиной беспокойства за принятые политические меры.
Например, необходимо осуществлять реформирование, чтобы повысить ожидания, снижать налоги, продвигать эффективный механизм потребления и инновации. Эти вопросы не имеют особого отношения к статистическим данным, однако они являются ключевыми для долгосрочной экономической стабильности Китая.
Нынешний темп роста в 6% на самом деле является самым подходящим. При такой скорости развития Китай может реализовывать как долгосрочные цели, так и проводить текущие структурные преобразования.
И это пока не под силу другим странам.
Взгляд со стороны
Зависимость мира от китайской экономики растет
Согласно выводам Глобального института McKinsey, Китай добился значительного прогресса в процессе интеграции в мировую экономику, а также стал торговой страной, обладающей глобальным влиянием. В результате зависимость мира от экономики КНР постоянно усиливается.
Вклад КНР в мировое производство составляет 35%. Институт McKinsey приводит данные Всемирного банка, согласно которым с 2010 по 2017 год Китай обеспечил 31% роста потребления семей в мире.
Кроме этого, Китай является крупнейшим автомобильным рынком, ведущим потребителем спиртной продукции, мобильных телефонов и других видов товаров и услуг. В целом доля потребления страны достигает 30% от общемирового. По прогнозам многочисленных структур, к 2030 году объем потребления в Китае может вырасти до 6 трлн американских долларов, что эквивалентно совокупному масштабу потребления США и Западной Европы вместе взятых.
Стоит отметить, что инновации уже стали ключевой силой развития китайской экономики. Технологическая цепочка является одной из самых сложных цепочек создания ценностей, в ней требуется координация многочисленных звеньев. И Китай уже давно присоединился к ней, более того — занимает довольно большую долю в глобальной внешней торговле высокотехнологичных товаров. Согласно анализу 81 технологического результата в 11 сферах, КНР в более чем 90% технологий применяет мировые стандарты.
По данным института McKinsey, Китай вносит все больший вклад в борьбу с общими вызовами в мире. КНР увеличила объем финансирования международных структур, а также предоставляет большую поддержку новым учреждениям развивающихся экономик. Китай постепенно становится ключевым участником в разработке мер по разрешению глобальных проблем.