Недавно на телеканале «Россия» состоялась премьера многосерийного детектива режиссера Кирилла Седухина «Все как у людей. Продолжение». В команде с такими известными актерами, как Ольга Ломоносова, Александра-Анна Филина, Михаил Евланов, Дмитрий Орлов, Глафира Тарханова, Инга Оболдина, Илья Любимов и другие, выступил Дмитрий Ульянов. В интервью «Труду» Дмитрий объяснил, почему в актерском деле профессионализм не менее важен, чем, например, во врачебном, и отчего на кино- и телеэкране сегодня так много непрофессионалов, которые коммерчески вполне успешны.
– Дмитрий, в сериале «Все как у людей» вы играете следователя. Понятно, что если бы сценарий и команда вам не понравились, вы бы не стали участвовать в проекте. Но не было ли в первую секунду, когда вы услышали предложение, мысли: «О, боже! Снова оперативник?».
– Нет, не было. Следователей, врачей, военных я привык играть. Никакого однообразия в том не вижу – все это очень разные людские судьбы. Ну а то, что современная социальная драматургия опирается на профессии, в которых есть риск, экстрим, экшен, по-моему, естественно. Сценарий «Все как у людей» мне понравился, и я с удовольствием пошел на пробы. Рад, что был утвержден.
-– Ваша партнерша по сериалу Ольга Ломоносова, как и вы – выпускница Щукинского театрального института. Общая профессиональная школа имеет значение в совместной работе?
– Не просто имеет значение, а очень помогает. Когда слышу, что мой партнер или партнерша окончили «Щуку», мгновенно рушится невидимая стена и наступает полное взаимопонимание. Добавьте сюда то, что с Олей у нас эта картина – не первая: была большая история «Зверобой», где мы играли влюбленную пару.
– Не возникает ли внутри такого звездного состава участников, как в сериале «Все как у людей», соперничества между актерами: кто лучше сыграет, «обыграет» партнеров?
– Состав действительно замечательный, в том числе обстановкой взаимопомощи, в громадной степени облегчающей работу. Это очень плохо, когда актеры начинают друг друга «обыгрывать». Фильм или спектакль создаются командой. Мы все играем одну историю, но разных ее персонажей, и каждый привносит в художественное целое что-то свое. Чем сильнее твой партнер, тем лучше и продуктивнее для тебя и для всех.
Взаимопонимание в актерской команде (в этом кадре Дмитрий – с Ольгой Ломоносовой) – важнейшее условие творческого успеха
– Вы много и давно снимаетесь в фильмах. Нет ли досады на то, что, допустим, «72 метра» Владимира Хотиненко смотрела едва ли не вся страна, а сейчас многим людям недосуг включить телевизор, где идет очередной сериал?
– А если еще и советское время вспомнить, тогда исполнители даже небольших ролей просыпались знаменитыми после премьеры, потому что о ней сообщалось на весь Союз, на ТВ же был выбор всего из двух программ. Сейчас – большое количества каналов, платформ, кинотеатров. Иногда подходят зрители и говорят: «Давно не видели фильмов с вашим участием».
Начинаю рассказывать, что вот же идут премьеры на одном канале, другом…Отвечают: «Мы их не смотрим». Безусловно, досадно, что не все фильмы доходят до зрителей. Из-за этого наша работа превращается в род необязательного развлечения… Притом вся система кинематографа решительно изменилась, съемки проходят с совершенно иной интенсивностью. Михаил Пуговкин говорил: «Я снялся в 100 картинах»… Но в большинстве из них у него был один съемочный день или два. Тогда как я играю в картинах, которые снимаются по полтора года, и у меня за 25 лет работы таких накопилось 95. У моего педагога в Щукинском училище замечательной Натальи Варлей всего восемь главных киноролей за всю ее карьеру, а у меня 85. При этом она – Наталья Варлей, а я – Дима Ульянов. Ее знает вся страна, а ко мне иногда подходят на улице: «Ваше лицо нам знакомо, но мы забыли вашу фамилию». Сейчас знают фамилии только тех артистов, которые одновременно и телеведущие, и их показывают в эфире каждый день, как Александра Олешко, например. А титры с сотнями фамилий, к сожалению, редко кто читает.
– Вы – профессионал, и доказываете это в каждой своей работе. Не кажется ли вам, что именно из-за тотального непрофессионализма в очень многих сферах деятельности наша страна сегодня испытывает такие трудности?
– Как раз чтобы остаться в пределах своего профессионализма, не стану распространяться насчет других отраслей. Хотя очевидно: вы же не пойдете оперироваться у человека, который не учился в медицинском институте на хирурга? Но при этом, возможно, пойдете смотреть фильм, который снял непрофессиональный режиссер. Увы, в нашей сфере это в порядке вещей. Такой-то назвал себя режиссером – и снял кино. Точно так же и с актерами, которые нигде не учились. На самом деле Актерский путь – очень сложный, требующий прохождения многих испытаний. Но сейчас огромное количество снимающихся и играющих на сцене людей не являются профессионалами. Возможно, они и одарены, но этого мало.
– Вы сыграли немало военных. Наверняка и общались с ними. Как думаете, почему в наш век культа материальных благ и тотального потребления люди идут служить своей стране за маленькие деньги, рискуя жизнью?
– С военными тоже все неоднозначно. Кто-то приходит служить и только потом понимает, что это «не его». Я бы поставил вопрос по-другому: почему военные получают мало? Почему государство не ценит, что они ради него рискуют жизнями? Когда я поступал в театральный вуз, то актеры были нищими. В те годы кино не снимали, театры пустовали. Зарплаты не было вообще. Но вопроса – сколько я буду получать? – передо мной не возникало. Сегодня артисты неплохо зарабатывают. Не все. Знаю много хороших артистов, которые служат в театрах за очень маленькие деньги, но при этом получают удовольствие. И среди военных есть люди, которые служат не ради денег.
– В одном интервью вы с большой иронией отозвались о участниках КВН. Но почему их везде зовут, на их концерты ломятся люди? Почему юмористы, вроде Петросяна, – богатейшие люди?
– Евгений Петросян – мегапрофессиональный человек. Если вы посмотрите его ранние выступления, он прекрасен в своем жанре. Дальше начинаются перегибы… Все просто: он стал работать на тот слой населения, который покупает билеты на концерты. Этот слой огромен. Примерно такая же ситуация – с группой «Ласковый май». Сегодня часто вспоминают СССР, в котором были великолепные артисты и режиссеры. Да, но как только Союз и его средства пропаганды ослабли, люди стали смотреть и слушать то, что хотели, и оказалось, что стадионы собирает Юра Шатунов со своими «Белыми розами». Глядя на такое, и юмористы перешли на примитивный юмор. Или возьмем КВН. В этой машине по производству шоу вообще шутки пишут одни люди, а другие их произносят. И надо только иметь смешное лицо, чтобы тебя показывали изо дня в день по главному каналу страны на многомиллионную аудиторию. По моему глубокому убеждению, артисты из КВН – искусственно созданные звезды. Потом кто-то из них пропадает в никуда, кто-то пробует силы в кино. Но по большому счету ничего, кроме своей «рожи», они предложить зрителю не могут. Тогда как драматические артисты умеют делать все. Поверьте, так, как сегодня шутят в КВН на Первом канале, – это уровень капустника первого курса «Щуки», причем не самого лучшего.
– Где вы намерены отдыхать этим летом?
– И работаю, и отдыхаю в Ялте. Снимаюсь в новой картине. Пару раз вернусь в Москву, чтобы сыграть театральные спектакли. В прошлом году отдохнуть вовсе не получилось. В этом, надеюсь, будут выходные дни.
P.S. Полный текст интервью читайте в одном из ближайших номеров «Труда»