На Шанхайском международном кинофестивале в конкурсе короткого метра второе место занял российский фильм «Один» Юлии Меламед — при том, что первое, понятно, получил китаец Ванг Зао. «Труд», где Юлия проработала несколько лет журналистом, заинтересованно побеседовал с популярной актрисой, снявшейся в ее ленте в роли учительницы физкультуры.
— Чем интересна для актера работа в фильме длиной ровно в минуту?
— Прочтя сценарий, я убедилась в том, насколько справедливо утверждение «краткость — сестра таланта». Только очень талантливый и умный человек может так точно и кратко сформулировать мысль, как сделала это Юлия Меламед. Кстати, это ее первый игровой фильм, а до того она сделала много документальных лент.
— У вас самой маленький сын. Возможно, это помогло вжиться в ситуацию, где главный герой — мальчик, отстаивающий свою правоту перед учительницей и всем классом?
— Я думала не про это, а скорее про то, что сильный характер у человека проявляется с самого детства, и это всегда вызывает большое уважение. Во мне тоже есть что-то от этого маленького мальчика. Я была в детстве этаким мальчишкой в юбке. Не боялась отстаивать свою правоту в школе, в институте, из-за чего случались конфликты с педагогами. Например, несколько лет назад я была на неделе русского кино в Таджикистане. И в присутствии их министра культуры: да нет, какой-то там был еще больший их начальник — и при нем я рубанула, что надо больше заботиться о культуре, что в республике нет хороших кинопроекторов, киностудия в запущенном состоянии: В зале возникло ощущение, что сейчас меня депортируют и закроют въезд в Таджикистан навсегда. Но этот человек отреагировал адекватно, только сказал: «Ишь какая смелая девочка!»
— До ленты «Один» были в вашей практике столь же короткие фильмы?
— До сих пор моей самой короткой лентой был 14-минутный фильм «Москва — небо» Эдуарда Часовитина. Одна из самых мною любимых моих ролей — в фильме «Деметра» Стаса Булова — студента мастерской Владимира Хотиненко, он на фестивале «Святая Анна» приз получил. Чем хорошо короткометражное кино — там, кроме непосредственной киноработы, нет ничего. Нет этой шелухи, огромных групп, дорогих костюмов, машин к подъезду и так далее. Актеры работают без денег. Ты сама ездишь на своей машине, возишь всю съемочную технику и тех, кто на ней работает, где-то на коленке вы все это снимаете и монтируете. И занимаются этим люди, которым интересно прежде всего творчество. Такие, как оператор Руслан Герасименков, режиссер монтажа Сергей Иванов, продюсер Елена Гликман — кстати, все они весьма востребованы в профессии и в других местах получили бы за свою работу хорошие гонорары. К сожалению, заработать денег короткометражкой при нашем российском раскладе нельзя.
— Нет ли желания сосредоточиться на таких маленьких работах? Или есть прицел на большую роль?
— У меня есть желание поработать с Юлей в большой ленте. Она человек немногословный, а мне очень нравятся люди, которые не болтают попусту и четко знают, чего хотят.