Не 27%, как в 2001-м, а уже 40% муниципальных отходов в целом по Евросоюзу было переработано или отправлено в компосты в 2011 году. Об этом сообщает свежий информационный выпуск Евростата.
Не так давно считалось, что каждый человек «производит» в год 250 кг всевозможного утиля: пакеты, коробки, бутылки, тряпье, использованные батарейки: Однако эти цифры устарели. На одного европейца теперь приходится полтонны (!) отходов. В общей сложности в 27 государствах ЕС муниципальные отходы превысили в 2011-м 250 млн тонн. Если все это загрузить в тяжелые МАЗы, то цепочка машин составит три расстояния от Земли до Луны. Причем в этой гигантской общеевропейской свалке учтен только мусор «домашний» и отходы малых фирм (предприятия промышленности и сельского хозяйства к муниципальным бакам не допускаются).
Итак, 100 млн тонн бытового мусора в ЕС использовали по-хозяйски, а что с остальным? Более трети отправлено на свалки, еще около четверти сожгли на специальных заводах, где большая часть вредных веществ, как правило, улавливается фильтрами.
Любопытно, что чемпионом по бытовому мусору оказалась маленькая Дания — 718 кг на душу, а меньше всего его в Эстонии — 298 кг. Самые продвинутые страны Евросоюза по масштабам переработки и компостирования мусора — Германия и Австрия (62%). А замыкают таблицу Румыния и Болгария, где вывозят на огромные свалки, занимающие все больше и больше места, соответственно 99 и 94% отходов.
Россия заметно отстает от развитых европейских государств. По данным Росстата, в 2011-м вывезено спецтранспортом — в основном на свалки — 241,14 млн куб. м бытового мусора (и это без учета бесчисленных стихийных мусорных куч). Горы отходов растут стремительно: в 2000-м — 151 млн куб. м, в 2005-м — 186 млн, в 2009-м — 228 млн, в 2012-м прогнозируется более 250 млн. При этом лишь десятая часть официально вывезенных в 2011-м твердых бытовых отходов была отправлена на предприятия промышленной переработки. Это меньше, чем в 2008-2010 годах.
В территориальном разрезе картина очень пестрая. По 11 регионам в последнем докладе Росстат не дал вообще никакой информации — может быть, объемы переработки там настолько ничтожны, что местные чиновники решили просто ничего не сообщать статистикам. Это Калужская, Курская, Орловская, Архангельская, Калининградская, Псковская, Нижегородская, Курганская, Челябинская области, Хабаровский край, Республика Дагестан.
Впрочем, есть у нас и редкие позитивные примеры. На первом месте, на европейском уровне, — конечно же, Москва. В столице было вывезено 22,58 млн куб. м отходов, из них 10 млн (44%) — на мусороперерабатывающие заводы. Это, между прочим, лучше среднеевропейских показателей.
Слово эксперту
Елена Шаройкина, глава Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ)
— Мы в самом начале пути. В России, по разным данным, утилизируются до 5% отходов, включая вторичную переработку. В Европе, конечно, тоже есть отстающие, а есть лидеры. Так, в Нидерландах перерабатывается порядка 90%, а в Австрии — порядка 50%. Но у них пропаганда по раздельному сбору мусора и построение всей системы утилизации начались 30 лет назад, а мы толком даже не приступали!
Нужна политическая воля, необходимо осознание руководством страны того, что ситуацию нужно и можно изменить. Вторым шагом необходимо разработать стратегию управления отходами. Да, ими нужно управлять, поскольку это тоже ресурс, причем колоссальный. Например, мы транжирим пластик, а ведь вариантов его вторичного использования масса. В прошлом году ОАГБ предложила Владимиру Путину создать Федеральное агентство управления отходами в России, именно оно должно стать у истоков новой индустрии. А что до работы с населением, то сейчас инициатива идет именно от общественных организаций, а ведь хотелось бы, чтобы гражданское общество помогало, а не подменяло государство.
Затрудняюсь сказать, сколько нам нужно времени для того, чтобы исправить ситуацию. Европе на это понадобились десятилетия. Их опыт показывает, что участие и готовность обычных граждан в системе рециклинга (вторичной переработки) — один из важнейших факторов. Но населению условия для сбора вторичного сырья надо создать, а это уже работа государства.