
В семь лет я фотографировал «Сменой-8» и почему-то думал, что старее этой камеры нет ничего в мире. Как мальчишка тогда ошибался. Это позже услышал про камеру-люцида, а вот увидел ее только вчера в ГМИИ им. А.С. Пушкина на пресс-показе выставки работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. Она экспонируется у нас впервые.
Камера-люцида от латинского «светлая комната» - это оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Ее использовали в качестве альтернативы камеры-обскуры, дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов. Таким образом художник мог достичь с такой камерой правильного построения перспективы и большого сходства с существующим мотивом.
На выставке представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры. Это около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также устройства для создания изображений из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.
Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Его имя вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. Он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Ему удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия и был запатентован в 1841 году.
Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме. Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» и «Солнечные картинки Шотландии».
- Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи, - говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак. - Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно. Мы готовили этот проект шесть лет. Теперь имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это большое счастье.
Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения «светописи» от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции. Для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию. Как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии.
В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.