Тема возможного расформирования ФСКН и ФМС продолжает обсуждаться. Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин в очередной раз заявил, что работу по борьбе с наркоманией успешно ведут только МВД и ФСБ, а ликвидация ФСКН была вопросом политической воли. Рашкин направлял президенту Путину обращение с изложением аргументов на эту тему и сейчас ставит себе в заслугу - якобы глава государства именно к нему прислушался. Вот как!
Что на самом деле? Статистика вещь упрямая. Опираясь на однобокую информацию о том, что 64 процентов раскрытых уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, приходится на МВД России и только 33 процента - на ФСКН можно делать сомнительный вывод, что решающий вклад в борьбу с наркопреступностью вносит МВД, а деятельность ФСКН России – неэффективна.
Но это только на первый взгляд. По мнению экспертов Госнаркоконтроля, эти цифры, вырванные из контекста, в изолированном виде, без учета содержания уголовных дел, их масштаба и сложности являются от лукавого. Количество расследованных уголовных дел является типично валовым показателем и не свидетельствует об эффективности работы правоохранительных органов. Напрашивается аналогия с количеством гектар, засеянных кукурузой во времена Хрущева, как абсолютного показателя эффективности сельского хозяйства.
Следуя данной логике, можно было бы ожидать от МВД не двукратного, а тридцатикратного превышения числа уголовных дел - с учётом того, что численность сотрудников МВД в 30% больше численности сотрудников Госнаркоконтроля. В подавляющем большинстве эти 64 процента уголовных дел касаются мелкой уличной торговли.
По сообщению ФСКН, эффективность борьбы с наркопреступностью определяется количеством выявленных и пресечённых наркопреступлений, совершенных в организованных формах, уничтоженными преступными наркосообществами, арестованными активами преступных наркогруппировок, уничтоженными наркопритонами – одним словом, результатами по подрыву инфраструктуры наркобизнеса. По этим существенным показателям эффективность ФСКН России кратно превышает эффективность МВД.
За последние пять лет ФСКН России ликвидировала в 9 раз больше преступных наркосообществ, по сути наркокартелей, чем все остальные правоохранительные органы вместе взятые. На её долю приходится 99 процентов уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов.
ФСКН России расследовано в 4 раза больше преступлений, совершенных в организованных формах, чем всем правоохранительным пулом. Именно ФСКН в рамках операции «Восточный экспресс» ликвидировано транснациональное наркосообщество, поставлявшее дизайнерские наркотики из Юго-Восточной Азии в Россию на сумму 500 млн. долларов. К уголовной ответственности привлечено свыше 200 человек, изъято более тонны современных синтетических наркотиков, из которых планировалось изготовить порядка 20 тонн «спайсов» для последующего распространения через интернет.
Наркополиции ликвидировала 20 тысяч наркопритонов, что в 3 раза выше результата МВД. 90 % перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на эту службу.
Что в сухом остатке? Чтобы сделать объективный вывод, достаточно взглянуть на таблицу и график.