Законодательные изменения, касающиеся правил выдачи водительских удостоверений, начинают работать в России со вторника, 5 ноября.
Новшества эти, – отмечают в ГИБДД, – довольно серьезны. Прежде всего, увеличивается количество водительских категорий: теперь их будет аж 10 штук. Во-вторых, подготовка к экзаменам на права экстерном отныне будет запрещена. Также водители станут официально подразделяться на тех, кто водит «механику» и «автомат», а выходцы из других стран, и прежде всего из ближнего зарубежья, желая работать на российских маршрутках, обязаны будут вначале получить права российского образца.
Однако, как стало известно журналистам, как это часто бывает в России, вполне качественно подготовленная законодательная база в очередной раз столкнулась с трудностями практического воплощения. Многие регионы не успели подготовиться к перечисленным новшествам, а значит – вынуждены будут пока работать по старым схемам.
Водительские категории: чем больше, тем лучше
Изменения в закон «О безопасности дорожного движения» были приняты в мае текущего года. Основным новшеством представители автоинспекции называют появление новых категорий транспортных средств, а значит, и новых разновидностей водительских прав. Количество категорий увеличивается до десяти.
В частности, в России теперь появятся права категории «М»: они будут давать обладателям возможность управлять легкими квадрициклами и мопедами. До сих пор такой транспорт можно было водить совсем без прав. Правда, – отмечают в ГИБДД, – получать такие «корочки» можно будет уже с 16 лет.
В отдельные категории вынесено управление трамваями (будет маркироваться буквами «Tm») и троллейбусами («Tb»).
Уже существующие категории – всем известные А, В, С – разделяются на несколько подвидов. Так, в категории «А» появится еще и подкатегория «А1», включающая в себя управление мотоциклами, имеющими объем двигателя до 125 кубических сантиметров и максимальную мощность до 11 киловатт. Похожая подкатегория – «B1» – появится и у категории «В»; она будет выдаваться на трициклы и квадрициклы.
Мигрант? Добро пожаловать в автошколу!
Помимо этого, с 5 ноября в России впервые вводится законодательное разделение для водителей авто с механической и автоматической коробкой передач. Каждый будущий автовладелец в этом плане должен будет проходить обучение именно на такой машине, с которой, как он полагает, ему в дальнейшем придется иметь дело. В правах у «автоматчиков» будет фигурировать специальная пометка – «АТ», и водить автомобили с «механикой» им будет запрещено.
Получить права смогут теперь только те, кто официально прошел курс обучения в автошколе. Сдавать экзамены после экстерната, то есть самостоятельной подготовки, будет запрещено.
Наконец, важное новшество касается и трудовых мигрантов, которые, как известно, массово работают сейчас в сфере общественного транспорта. Всех приезжих маршрутчиков, прежде чем разрешить им сесть за руль, обяжут опять-таки отучиться для начала в автошколе и получить права российского образца. Продиктовано это, – поясняют законодатели, – банальной заботой о безопасности движения. Ведь нередки ситуации, когда автомобилисты-мигранты сейчас попросту не понимают, что требуется от них на российской дороге.
Контролировать исполнение этой части закона власти намереваются при помощи штрафов. Платить их собираются обязать работодателей: за каждый раз, когда инспектор ГИБДД выявит у маршрутчика несоответствующие документы, владельцу компании-перевозчика, взявшего такого водителя на работу, придется раскошеливаться на 50 тысяч рублей.
Как поспорили Минтранс с Минобразованием
Однако, – отмечают обозреватели, – как это нередко случается в нашей стране, подготовка правовой базы еще совсем не означает вступление закона в силу на практике.
Власти действительно успели подготовить к 5 ноября ведомственный приказ, который определяет, как будут выглядеть новые водительские права. Тем не менее, сама процедура выдачи прав пока будет происходить по-старому. Дело в том, что программы обучения по новым категориям и подкатегориям водителей еще совсем не готовы. А значит, проводить это самое обучение просто не по чем.
«Складывается правовой парадокс, когда с сегодняшнего дня скутеристы обязаны иметь права (штраф за езду без них — 800 рублей), но пока еще даже не существует программ подготовки, – констатируют в этой связи корреспонденты одного из уральских интернет-изданий. То есть учить водить скутеры начнут еще только через несколько месяцев».
Причиной задержки создания программ обучения, как выяснили журналисты «Газеты.ру», стало то, что Минобразования и Минтранс слишком долго спорили о том, кто должен заниматься их разработкой. В конце концов работу поручили-таки ведомству Дмитрия Ливанова. Однако время было потеряно, и пока процесс едва дошел до середины.
Не уложилась в должные сроки и ГИБДД, которая должна была разработать методику приема новых экзаменов. Таким образом, – констатируют эксперты, – реального вступления в силу большинства перечисленных новшеств можно не ждать раньше следующего года.
Президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования Владимир Чуков в беседе с журналистами назвал сложившуюся ситуацию «катастрофой». «К 5 ноября нет ни одной разработанной программы обучения, – признал он. – Поэтому на практике у нас что-то изменится не раньше Нового года. Сама идея дробления на категории и подкатегории правильная. Это мировой опыт и в Европе он многие годы дает положительные результаты. С 1995 года, по моим подсчетам, около четырех миллионов водителей вообще не проходили никакой подготовки, и сегодняшняя агрессия на дорогах во многом идет от этого», – отметил Чуков.