Главная Культура 16:36 05 Октября 2016 5487
Необычайные приключения итальянцев в «Зазеркалье»

Петербургский театр замахнулся на Россини, Доницетти и Пуччини, а вот ничего русского москвичам не спел

Сергей Бирюков

В Москве завершились гастроли санкт-петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», проходившие с 27 сентября по 1 октября. Коллектив этот, один из самых творчески активных в Петербурге, всегда желанный гость на столичной сцене. А о значении нынешних пяти гастрольных вечеров достаточно сказать, что ими открылась программа Первого фестиваля «Видеть музыку», организованного Ассоциацией музыкальных театров России.

К сожалению, из-за плотного графика фестиваля не удалось посетить все гастрольные спектакли театра – знакомство с «зазеркальными» постановками «Джанни Скикки» и «Директора театра», видимо, еще впереди. Но и увиденного достаточно, чтобы поделиться впечатлениями и сделать некоторые выводы.

Прежде всего – руководство коллектива, видимо, считает одной из основ своего нынешнего курса освоение итальянского репертуара: к нему относятся четыре из предложенных шести названий. О первой из показанных работ, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, я уже имел удовольствие писать. Коротко повторю, что эта продукция, не поразив воображение смелыми переосмыслениями (да и нужны ли они, если речь о театре для детей, где те, скорее всего, ВПЕРВЫЕ знакомятся с классическими шедеврами), захватила в первую очередь дирижерским прочтением Павла Бубельникова – тонким вслушиванием в вокальные и оркестровые детали, умением протягивать эмоции, не ослабляя их напряжения. Что очень важно в этой драме с малым количеством внешних событий, но огромной глубиной страсти и нравственного смысла.

Затея Дона Помпонио (Александр Подмешальский) повысить рейтинг телеканала La Gazzetta вызвала головную боль у него же самого

Следующие два представления вернули нас еще почти на век назад, в эпоху бельканто. Здесь «Зазеркалье» совершило исторический прорыв – впервые в России поставило оперу Россини «Газета, или Брак по объявлению». Правда, произведение это, как правило, не включают в списки главных удач автора «Севильского цирюльника», но все же – его писал тот же самый мастер и даже в тот же самый год, только семью месяцами позже.

Петербургская постановка до удивления точно скалькировала в себе эти особенности опуса: ее делал тот же коллектив, что и другие, более удачные продукции театра, но результат вышел изрядно уязвимым. Прежде всего – на запутанность (если не сказать путанность) интриги с тремя влюбленными парами наложилось радикальное осовременивание сюжета: действие перенесли из газетной редакции 1816 года в телестудию 2016. Сам по себе ход, обыгрывающий «рифму» дат и вечность проблем, стоящих перед журналистами, может быть, даже изящен, но дело губит невнятное донесение певцами текста, что особенно ударило по восприятию речитативов, исполняемых по-русски. Эти фразы, в отличие от итальянских стихов арий, не дублировались на табло и процентов на 60 до публики (по крайней мере до автора этих строк) не дошли. А то, что дошло, конечно, позабавило балаганной разухабистостью («Пора посылать за шкаликом – наш рейтинг зашкаливает» или «Получай пощечину – между нами все кончено!»), но, боюсь, к подлинному либретто имеет мало отношения.

Однако, когда речь о Россини, главное все же – не как поставлено, а как поют. Здесь успех сугубо переменный. Убедителен баритон Сергей Романов (охранник Филиппо). Бас Александр Подмешальский – не только обладатель приличного голоса, но и хороший комический актер. Дамир Закиров в роли рок-звезды Альберто все делает аккуратно, хотя тенор его – совсем не белькантовый (впрочем, где в России найдешь настоящий белькантовый тенор?).

Спектакль «Любовный напиток» вышел динамичным и стильным. В центре - Елена Миляева (Адина) и Дамир Закиров (Неморино)

Сопрано Ольги Васильевой (дочь директора телеканала Лизетта) слабовато и бедновато по тембру. Меццо-сопрано Дарьи Росицкой (Дораличе, дочь уволенного директора) цепляет слух слишком резким вибрато. Что же до Екатерины Курбановой (секретарша телеканала мадам ля Роз), то такой потрясающей женщине-вамп для успеха даже петь не обязательно, тем не менее она это делает, обнаруживая неплохое, хотя и не очень большое меццо.

Некоторые сцены отделаны великолепно – например, таинственно-осторожный «секстет слепого угадывания партнера»: большой ансамбль, идущий, замечу, без оркестра, но ни на сотую тона не смазанный исполнителями. Однако чаще, чем хотелось бы, исполнение оставляло ощущение неотшлифованности – вокальной, да и актерской: многовато суеты и недостаточно смысла. Это уже недоработка и дирижера Анатолия Рыбалко (хотя чисто оркестровые фрагменты звучат у него отлично), и режиссера Софьи Сираканян.

Совсем другое впечатление произвел на следующий день «Любовный напиток». Правда, режиссерское решение Александра Петрова и художницы Наталии Клёминой придать действию колорит итальянского неореализма (коммунальный дворик, велосипеды, граммофон с записью Карузо) сильно оригинальным не назовешь. Но стилистически оно выполнено достаточно чисто. Что же до музыкальной стороны, то могу только снять шляпу. Нет, у нашего знакомого Дамира Закирова (Неморино) бельканто не прорезалось, но мы же понимаем: «Зазеркалье» – не «Ла Скала». Зато подтвердили свое реноме обладатели низких голосов – баритон Владимир Целебровский (сержант Белькоре), бас Дулькамара (бас Алексей Сазонов). Сопрано Елены Миляевой (Адина) поначалу огорчило уже знакомым нам распространенным недостатком – резким мелким вибрато. Но партия, особенно виртуознейший дуэт героини с шарлатаном Дулькамарой, настолько «впета» и прожита! Лишь в самом конце, в последней арии (той, что идет под вкрадчивый аккомпанемент струнного пиццикато) начались обидные сбои интонации – видимо, певица просто устала от огромного напряжения роли.

Что же до дуэтов с яркой полифонией характеров (например, строчащий жизнерадостной скороговоркой сержант – исходящий кантиленными ламентациями герой), или чудесного хорика интриганок, или стретты Неморино, Адины, Дулькамары и хора, то это – великолепные примеры проникновения в дух и букву итальянской комической оперы и интонационный мир одного из ее знаменитейших представителей – Доницетти. Респект дирижеру Аркадию Штейнлухту!

Спектакль «Ноев ковчег» по-детски ясен и красив

Наконец, о светлой коде гастролей – одноактной опере Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». Это одно из самых радостных произведений композитора, вообще-то чаще пребывавшего в состоянии мрачности и сарказма (достаточно вспомнить его знаменитый «Поворот винта»). Все дело в том, что здесь сочинитель обращается прежде всего к детям, а именно в этих редких случаях его лицо озаряла улыбка (Простая симфония, Путеводитель по оркестру). Ну а детскому музыкальному театру такое прописано самой его природой. Нет, в «Ное» тоже много страниц партитуры окрашено в грозовые тона – ведь описывается всемирный потоп. Но главная краска в этом спектакле – детские голоса, которые принадлежат воспитанникам музыкально-театральной студии «Зазеркалья» и поддержаны ансамблем струнных инструментов младших классов Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ансамблем блок-флейт (ученики различных школ города) и другими юными и взрослыми силами. Александру Петрову и Наталии Клеминой хватило такта не перегружать сцену обилием деталей, сделав действо по-ораториальному строгим. Ведь полифонических сложностей хватает в самой музыке – зато как уверенно ведут в этом многоголосном океане свой музыкальный корабль дети под руководством опытного маэстро Аркадия Штеунлухта!

Напоследок – замечание, оно же пожелание. Все-таки хотелось бы услышать-увидеть «Зазеркалье» в русском репертуаре. Пока из отечественной классики в афише театра – только «Иоланта» и «Петя и волк» (к тому же не доехвашие нынче до Москвы). Прекрасно, но маловато для одной из культурных столиц России. Разве дети не в состоянии оценить красоту и драму «Евгения Онегина», «Русалки», «Снегурочки» и других великих русских опер?

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 20203
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 12390
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10843
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 10599
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?