Главная Культура Афиша 00:34 05 Октября 2010 3015
По числу мюзиклов Россия уже почти достигла уровня Голландии
Сразу четыре новых мюзикла стартуют в эти дни в театрах Москвы
Сергей Бирюков

«Труд» задался вопросом, стала ли индустрия мюзиклов за 10 лет существования в России коммерчески успешной или попытки продюсеров обречены на провал.

Эпоха российского мюзикла началась 10 лет назад, и старт ей дал поставленный в сезоне 1999–2000 годов спектакль «Метро». Постановки с этим жанровым грифом появлялись в России и раньше, но были редки и жили, как правило, недолго. «Метро» произвело переворот. Шло четыре сезона, его продюсеры Катерина Гечмен-Вальдек и Александр Вайнштейн в продвижении своего продукта использовали западные методики: вводили в спектакль приглашенных звезд, широко рекламировали эти вводы, устраивали с участниками труппы концертные шоу. Спектакль зацепил самую мобильную аудиторию — молодежь.

Ни дня без мюзикла

Уже в «Метро» были заложены типичные для российского мюзикла продюсерские перекосы. Показ не был ежедневным, а занимал примерно две недели в месяц. Хотя в мире известно, что коммерчески успешным может быть только мюзикл, идущий ежедневно.

В России сейчас лишь одна компания живет по этому закону — российская продюсерская фирма Stage Entertainment, входящая в состав крупнейшего международного театрального холдинга, представленного в большинстве европейских стран. Ее руководитель Дмитрий Богачев объяснил «Труду»: «Предпремьерные инвестиции в наши постановки в России („Cats“, „Mamma mia!“, „Красавица и Чудовище“, „Zorro“) колеблются от 3 до 4 миллионов евро. Если вам говорят, что постановочный бюджет какого-то мюзикла меньше 2 миллионов, это вызывает вопросы.

Чудес не бывает: либо отечественные продюсеры жертвуют качеством, к примеру заменяя живой оркестр фонограммой или упрощая декорации, либо вообще часть расходов скрывается, так как источник финансирования сомнителен. Чтобы наша аудитория могла позволить себе семейный поход в театр пару раз в год, цены на билеты должны быть в пределах 1500–2500 рублей. Значит, успешный спектакль должен идти ежевечерне не меньше 500 раз, чтобы принести ощутимую прибыль. И это при заполняемости зала 80–90%, а при 50–60% вы рискуете оказаться в минусе».

Русский метод

Большинство наших продюсеров предпочитают самобытный российский путь: не ежедневный показ, а так называемый блочный. В независимых компаниях он невозможен, а вот в государственных, таких как Московская оперетта («Нотр-Дам», «Ромео и Джульетта») или Et Cetera («Продюсеры»), — пожалуйста. Они хотят заработать на мюзикле, не расставаясь с привычным репертуаром, и отводят новому для себя жанру от 10 до 15 дней в месяц.

«Термин „самоокупаемость“ вряд ли применим к проектам Оперетты и Et Cetera, — замечает театральный продюсер Дмитрий Калантаров. — Ведь значительная часть ресурсов здесь — государственные деньги, а в случае с „Продюсерами“ — еще и масса спонсоров». С ним согласна театровед Екатерина Гаева. «Дважды в месяц собирать и разбирать декорации очень затратно, — говорит она. — Хитрость в том, что гостеатры свободны от платы за аренду площадки и других трат. В бюджете таких мюзиклов до 80% занимают госсредства, идущие, однако, на частный по сути проект, прибыль от которого не возвращается государству, а остается в карманах устроителей шоу. Насколько корректна такая „экономика“, большой вопрос».

У них и у нас

В лондонском Вест-Энде и на нью-йоркском Бродвее число площадок с ежедневным показом мюзиклов — 25–30, а в разгар сезона и до 50. Уже по этим показателям видно, насколько Россия отстает в развитии жанра от лидеров. «По числу и качеству проектов мы на уровне Франции, Испании, Италии, — говорит музыковед Мария Вавилова. — Хотя уже Голландии уступаем». За исключением ГИТИСа и Щукинского училища, в России нет школ, где учат синтетических актеров, нет профсоюза, который защищал бы права участников проектов.

И все же в этом сезоне впервые за много лет в Москве одновременно будут существовать сразу два мюзикла ежедневного показа: 15 октября к только что стартовавшему в Stage Entertainment «Зорро» добавится «Обыкновенное чудо» в Центре на Дубровке. Символично, что это мюзикл не импортный, а целиком российский, основанный на популярной музыке Геннадия Гладкова и стихах Юлия Кима. И пойдет он на той же площадке, на которой шел первый русский ежедневный мюзикл «Норд-Ост», до сих пор считающийся одним из самых ярких проектов отечественного театрального бизнеса и имевший все шансы стать коммерчески успешным, если бы не теракт в октябре 2002 года.

Читайте репортаж о премьере мюзикла "Zorro" в Москве

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2230
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....