За прошлый год реальные расходы сограждан на еду упали в сравнении с 2017 годом на 3,6%, говорится в докладе Центра развития НИУ ВШЭ. В том числе снизились траты на питание дома (3,7%) и в кафе (2,4%). За пять лет с 2013 года падение расходов на еду составило 7,7%. Среди потребительских расходов питание занимало 36% в 2018 году, в 2015-2016-м — 38,7%, а в 2013-м — 34,3%. За период с 2017 по 2018 год физический объем розничной продажи продуктов питания рос (хотя падал за пару лет до этого), но до уровня докризисного 2013-го пока не добрался.
Дешевле и калорийнее
Цифры не вполне оптимистичны и согласуются с многолетним падением реальных доходов граждан. Но люди адаптируются как умеют: потребление мяса, овощей и яиц на душу населения выросло, зато картофеля, фруктов и рыбы — упало. Так, в среднем на человека потребление мяса в 2018 году выросло на 4,6 кг по сравнению с 2013-м; овощей — на 7,6 кг. Потребление фруктов упало на 2,9 кг, рыбы — на 0,6, а молочных продуктов в целом — на 5 кг в год. Интересно, что россияне стали есть меньше сладкого. В 2013-м получались 31,6 кг в год на человека, а в 2018-м — уже 31,3. Но Минздрав рекомендует не увлекаться: 24 кг в год вполне хватит.
Бедным население можно считать, если доля расходов на еду составляет более 60%, гласят международные стандарты.
По прошлогодним оценкам Росстата, едва сводят концы с концами в плане продуктов 14,6% россиян (в 2016-м — на 3% больше). Но только около 1% домохозяйств в 2018 году не хватало денег даже на еду. ВЦИОМ приводил другие цифры. Так, в мае 2017 года 10% россиян не могли себе позволить купить еды, а по данным НАФИ от января 2018-го — 5%. Все перечисленные цифры намекают, что Россия пока ещё не настолько нищая страна.
В кризисную четырёхлетку 2014-2018 расходы на питание самых бедных 10% россиян не превысили 55%. В 2016-м они достигли 54,4%, в 2018-м — 52,4%. До уровня 2013-го ещё предстоит добраться, тогда беднейшие россияне расходовали на еду 48,2% своих денег.
Важная деталь: средняя энергетическая ценность всех продуктов в 2018 году оказалась на 1,1% выше, чем в 2013-м — 2651,5 Ккал в сутки. При этом по нормам ВОЗ человек должен потреблять от 2100 Ккал в сутки.
Резюме специалистов ВШЭ таково: при снижении расходов населения на питание в 2018 году по сравнению с 2013-м энергетическая ценность продуктов не снизилась. Более того: не снизилось и число полезных веществ в рационе, а по некоторым параметрам питание даже стало здоровее. Вероятно, россияне чаще покупают еду по скидкам и акциям и научились оптимизировать свои расходы, предполагают аналитики.
Поди сэкономь
Палки в колёса кровному бюджету ставят то родные чиновники, то крупный бизнес. Так, Минпромторг озаботился мыслью ввести с 2021 года оборотные штрафы за производство и продажу продуктов в обход техрегламентов. Штраф может составить до 3% от выручки по определённому виду продукции, но должен быть не менее 2 млн рублей.
Генеральный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова затруднилась сказать насколько подорожают продукты: техрегламенты очень разные. «При каждом риске увеличения административной нагрузки предприниматели, естественно, увеличивают стоимость продукции, чтобы каким-то образом создать для себя подушку безопасности, но конкретные цифры я сказать не могу», - приводит слова эксперта BFM.RU. Среди нарушений регламентов встречаются совершенно неопасные для потребителя: например, плохо пропечатанные цифры по калориям и т. п. Надо ли за это карать бизнес миллионными штрафами — вопрос, говорит Баранникова.
Иначе считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. По его мнению, закон назрел давно. В то же время, что хорошо для АЗС, где торгуют одним видом товара, то может плохо сказаться на многообразных продуктовых товарах. Участникам рынка едва ли придутся по душе оборотные штрафы в этом сегменте.
«Существенно поднять цены на продукты не позволит ритейл. Во-первых, потому что держать непопулярные товары на полках невыгодно, во-вторых, ритейл тоже подвергается угрозе попасть под штрафы из-за торговли товарами, не соответствующими техническому регламенту», - сказал «Известиям» исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Цены на еду вырастут максимум на 0,5-1%, прогнозирует специалист.
Согласно исследованию компании компании Nielsen, доля товаров по акции в РФ за пять лет выросла минимально. За год с июля прошлого по июль 2019-го продажи по промо-акциям выросли с 49 до 51%. Однако в 2018 году рост составил 7% относительно 2017-го. Дело в конкуренции со стороны магазинов с низкими ценами по промо-акциям, а также в достижении потолка в товарах, продаваемых со скидкой - 70-80%. Как отмечают в «Магните», ключевая причина снижения доля акций — падение реальных доходов граждан. Продукты нужны всегда, спрос на них будет в любом случае. Поэтому бизнес «нащупал» пределы послаблений в пользу покупателя.
«Меньше тратят, значит, экономят. Многим интересны исключительно товары по акциям. Но долго так продолжаться не могло, - сказал порталу TRUD.RU директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Ритейлеры снизят число продукции по скидкам, и механизм экономии на этом потерпит поражение». Впрочем, полностью скидки никуда не уйдут: временами они выгодны не только покупателю, но и бизнесу. Эксперт скорее согласен с выкладками специалистов Центра развития ВШЭ: россиянам удавалось не тратить лишнего на еду (и сохранять качество рациона) преимущественно благодаря акциям. Тем не менее, в кризис трудно не урезать расходы даже на питание. И в дальнейшем люди будут вынуждены искать не только скидки, но и активнее обращаться к огородам и нетронутым до поры запасам, отмечает эксперт.