Британский авиасалон в Фарнборо является одним из двух наиболее престижных в мире: по количеству компаний, объему заключаемых сделок и представительности с ним может сравниться разве что французский Ле Бурже. Участие в Фарнборо является не только демонстрацией достижений стран в покорении аэрокосмических вершин, но и чрезвычайно выгодным вложением средств. Однако для России предстоящий праздник крыльев и высокотехнологичного бизнеса все явственнее грозит обернуться национальным позором.
Английский злой умысел и российское разгильдяйство
Чем ближе открытие салона, тем сильнее сгущаются тучи над российской делегацией. Накануне отбытия в Англию представители многих российских авиапроизводителей с ужасом выяснили, что консульство не дает многим из них въездные визы. Как ни странно, но в списке неудачников оказалось неожиданно много топ-менеджеров.
Отказы в получении виз в России почти сразу были объяснены попытками Лондона надавить на Москву: «Не хочется думать, что такая ситуация связана с позицией России по военно-техническому сотрудничеству с Сирией и формированием неких «черных списков», но сама собой напрашивается мысль, что дело здесь не только в технических проблемах британской бюрократии», – заявил журналистам представитель одной из российских компаний.
Некоторые обозреватели предположили, что козни со стороны Лондона могут быть связаны не только с разногласиями по сирийскому вопросу, но и с желанием англичан наказать российских чиновников, включенных в «список Магнитского», часть которого держится в секрете.
Впрочем, далеко не все согласны с тем, что корень зол – в умысле британских политиканов и происках их агентов. По мнению некоторых специалистов, неудачи с получением виз связаны с обычным российским разгильдяйством. «Проблемы с визами действительно существуют. Однако они вызваны большой загрузкой консульских служб в подготовке «Олимпиады 2012», которая начнется в Лондоне 27 июля. Из-за этого срок выдачи виз был увеличен до трех недель. Соответствующая информация была доведена до российских экспонентов «Фарнборо 2012» еще в феврале текущего года», – говорит руководитель проекта Finam.Aero Алексей Захаров, отмечая, что руководство многих компаний, как всегда, понадеялось на авось. «Не исключено, что версия «санкций из-за Сирии» родилась в недрах авиапрома, чтобы прикрыть безалаберность», – подытоживает Захаров.
В пользу этого говорит и факт, что ряд российских компаний оформили документы для своих представителей без каких-либо проблем.
В частности, «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) заявила, что никаких проблем с получением виз не испытывает. «Мы заранее озаботились получением виз, и на сегодняшний день уже, наверное, 95 % людей их получили. Уже завтра даже выезжают некоторые. О сложностях конкретно у коллег мы не слышали. Но надо понимать, что в Англии сейчас и Олимпиада, и концерт Мадонны, и так далее, и так далее. Это было прогнозируемо, поэтому мы заранее решали эти вопросы, и у нас сейчас вроде бы все в порядке», – сообщил журналистам глава пресс-службы ОДК, отметив, что от компании в Лондон направляются несколько десятков человек.
Все прошло гладко и у петербургской компании «Спарк», специализирующейся на ремонте вертолетов. А вот такие гиганты, как «Рособоронэкспорт», «Вертолеты России» и компания «Иркут» – неожиданно столкнулись с трудностями по обеспечению сотрудников визами.
Национальная гордость как разменная монета
Не секрет, что военные летчики во все времена и во всех странах воспринимались как цвет нации, живое олицетворение ее духа, интеллекта и мощи. Пилотажные группы, представляющие государства на международных авиафорумах, по праву считаются элитой национальных ВВС. Обучение этих людей и содержание уникальных машин под силу только великим державам, способным тратить огромные средства на приобретение самолетов, обеспечение чрезвычайно дорогой инфраструктуры и полетную подготовку летчиков-профессионалов.
У России этот атрибут величия есть. Или – пока есть. Это три пилотажных группы: «Стрижи», летающие на МиГ-29, «Русь» на самолетах L-39 «Дельфин», и «Русские Витязи», использующие уникальные по своей маневренности истребители Су-27.
По мнению специалистов, достойную конкуренцию русским могут составить только четыре команды в мире: итальянская группа высшего пилотажа Freccio Tricolore на самолетах Aeromacchi MB-339; японская воздушная команда Blue Impulse на самолетах Kawasaki T-4 Dolphine; асы ВВС США, собранные в Blue Angels и использующие F/A-18 Hornet, и французская пилотажная группа Patrouille de France на самолетах Alphajet.
Однако, как показывает практика, в России национальная гордость вполне может оказаться либо жертвой разгильдяйства, либо средством шантажа. В четверг, 5 июля, стало известно, что «Русские Витязи», которые должны были представлять Россию на Фарнборо, не смогут прибыть на берега Туманного Альбиона.
Официальной причиной срыва названо то, что чиновники не успели подготовить необходимые документы, в связи с чем Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству отказалась выпускать боевые самолеты в Европу. Однако ранее специалисты предполагали, что ситуация вокруг «Витязей» будет использоваться чиновниками для нагнетания обстановки и проталкивания своих интересов.
Совсем не высший пилотаж
«Нужно получить одобряющую подпись российского министра обороны или одного из его заместителей. Вот эту подпись представители ВВС РФ, организующие показ Су-27 в Фарнборо, получить никак не могут. Видимо, у высших военных чиновников есть дела поважнее, чем престиж страны на одном из наиболее значимых мировых авиашоу», – пояснил ситуацию один из экспертов. Согласно этой точке зрения, срыв выступления «Витязей» является подготовительным шагом к объявлению бойкота авиасалону, который может стать ответом на невыдачу виз россиянам.
Расчет в этой комбинации, – отмечают обозреватели, – как и во всех подобных случаях, «крысиный»: дело в том, что организаторы авиасалонов получают основную выручку от продажи билетов, – очень уж много людей согласны заплатить за то, чтобы просто постоять рядом с мечтой о заоблачных высях. В то же время, выступления российской пилотажной группы традиционно является одним из самых зрелищных, а потому ожидаемых посетителями. Именно на это, по всей видимости, и делается ставка: лишенная радости публика может далеко не с большим энтузиазмом раскупать билеты на выставку, что гипотетически может нанести ущерб выгоде организаторов авиасалона.
А нам все равно
О потенциальном же ущербе возможного бойкота Фарнборо для российского авиапрома можно судить хотя бы по масштабу участия в нем нашей страны. В общей сложности заявки подали 55 компаний, в том числе 19 поставщиков вооружений. Российская экспозиция должна занять площадь в 1,6 тысяч квадратных метров. На них расположатся 114 экспонатов. В числе самых зрелищных и интересных заявлены многофункциональные истребители Су-35, Су-30МК2, истребитель- бомбардировщик Су-32, боевые самолеты семейства «МиГ». Кроме летающей техники, компании намерены представить средства, позволяющие приземлять чужие летательные аппараты: ракетный комплекс «Бук-М2Э», зенитную ракетную систему «Тор-М2Э» и радиолокационные станции.
Нетрудно понять, что в случае бойкота все эти свидетельства интеллекта, мощи и высоких технологий останутся в своих ангарах, а огромные средства, потраченные на подготовку к экспозиции, окажутся выброшены на ветер.