Главная Экономика 00:02 05 Февраля 2016 5900
Страховка гарантирует лишь головную боль

«Труд» продолжает исследовать кризис на рынке ОСАГО

Михаил Морозов, водитель с 40-летним стажем

Российский союз автостраховщиков бьет тревогу: на 2,6 млн штук упали продажи полисов ОСАГО. Ассоциация защиты автостраховщиков приводит еще более удручающую статистику падения — 6,9 млн. По мнению РСА, это связано в том числе с валом подделок. Такое же предположение высказала в комментарии для «Труда» пресс-служба Банка России (мегарегулятор курирует рынок страхования).

Еще в главном банке страны предположили, что россияне стали массово отказываться от автомашин в связи с кризисом. «Снижение продаж полисов ОСАГО вызвано в первую очередь сокращением автопарка и нежеланием ряда страхователей продлевать такой договор, — утверждают в Банке России. — Это может быть связано со многими факторами, в том числе с падением доходов населения».

Что ж, по поводу падения доходов граждан спорить не будем, но вот что касается сокращения автопарка, то это утверждение противоречит официальной статистике. Дело тут скорее в другом. Да, кризис заставляет экономить на чем-то, без чего можно обойтись. И при первой возможности граждане массово отказались не от автомобиля, а от ОСАГО. Такая возможность появилась осенью прошлого года — после того как наши хитромудрые депутаты отменили статью КоАП о снятии номеров с автомашин, владельцы которых не имеют полисов ОСАГО, заменив ее штрафом в 600-800 рублей.

А дальше простая арифметика. Граждане смекнули: зачем платить по увеличенным в прошлом году почти вдвое тарифам ОСАГО, когда можно отделаться штрафом? А тут появился и другой дешевый вариант — «левый» полис за 1 тысячу рублей. Такие нынче можно купить на каждом углу. Вполне легальные бланки, только ворованные и не имеющие реального страхового покрытия. По данным того же РСА, таких в нынешнем обиходе свыше 2,5 млн.

Но почему же россияне в массовом порядке, миллионами, бегут от ОСАГО, которое, по заверениям страховщиков и курирующих госорганов, улучшается год от года? Ответ на поверхности. Граждане вынуждены играть с государством и страховщиками по тем правилам, которые им навязали. Система, которая должна была обеспечить беспроблемную жизнь на дорогах, обернулась для автомобилистов лишь головной болью и дополнительным налогом для автомобилистов. А в выигрыше только страховые компании, не желающие отказываться от высоких прибылей. Именно здесь собака зарыта. Вопросов, которые задают законопослушные автомобилисты, множество. Попробуем в них разобраться. Ведь приведение системы ОСАГО в норму поможет избежать роста социальной напряженности в этих непростых для страны условиях.

«Люди получают по ОСАГО больше — и получают быстрее», — уверяет глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Однако, по официальной статистике Банка России, 77% жалоб на страховые компании приходится именно на ОСАГО. Это самый проблемный сектор страхования, которому, по идее, следует уделить должное внимание. Выясняется, что страховщики завышают цену полисов ОСАГО, задерживают выплаты, занижают сумму возмещения, вовсе отказывают в выплатах возмещения ущерба — короче, издеваются над клиентами. То и дело мы слышим об отзывах лицензий у одних страховых компаний, введении временных администраций в других... Речь, как правило, идет о не самых крупных игроках рынка. А что же лидеры, известные компании? Увы, «детскими болезнями» ОСАГО заражены даже те, кто «всегда платит».

Спросите о конкретных примерах? Вот пенсионерка Татьяна А. (все материалы дела имеются в распоряжении редакции) обратилась в СПАО «Ингосстрах» для прямого урегулирования убытков по ДТП.

Там ее направили в аффилированную оценочную компанию. Итог: страховое возмещение составило 10 486 рублей 67 копеек. В выплате возмещения утраты товарной стоимости отказано. Затраты на ремонт (в самом дешевом дилерском центре — машина-то совершенно новая) составили 19 291 рубль 74 копейки. Как ни старалась Татьяна снизить стоимость ремонта, ей не удалось вписаться в страховую выплату, которая, как видим, почти вдвое меньше ценника техцентра. Интересна причина, по которой «Ингосстрах» отказал в выплате возмещения утраты товарной стоимости автомобиля: отсутствие утвержденной Банком России методики расчета...

Аккредитованный Российским союзом страховщиков эксперт Виталий Коняхин разъяснил для «Труда», что такие методики существуют, в том числе методика Минюста России, которая обязательна для страховщиков. Все дело в том, что страховые компании добровольно УТС не возмещают, старясь всеми правдами и неправдами уйти от выплаты. И это несмотря на то, что Верховный суд РФ неоднократно, в том числе в постановлении (опубликовано в «Российской газете» 2 февраля 2015 года), прямо указал, что утрата товарной стоимости автомобиля подлежит безусловному возмещению наряду с возмещением ремонта и запасных частей. Но «Ингосстраху», как видно, Верховный суд не указ.

Три месяца идет переписка нашей читательницы Татьяны А. с «Ингосстрахом». На досудебную претензию менеджеры компании также ответили отказом — неправильно оформлен один из документов. Короче, находят уловки, чтобы не платить. Следует заметить, что «Ингосстрах» в данном случае действовал в рамках прямого возмещения убытков. То есть он работал с компанией виновника «Согласие» и мог взыскать суммы ущерба с нее.

Мы так подробно описываем случай не потому, что он уникален. Напротив, он типичен. В распоряжении редакции имеются документальные подробности еще как минимум двух аналогичных эпизодов этой войны клиентов со страховщиками, услугами которых они имели несчастье воспользоваться. В большинстве случаев сумма компенсации вдвое меньше затрат на ремонт, УТС вообще не выплачивается.

Но почему так происходит? Почему для того, чтобы получить страховую выплату, которая бы покрывала восстановительный ремонт по ОСАГО, граждане должны воевать? Почему нельзя организовать систему страхования так, чтобы люди могли без мучений получить то, что им положено по закону? Почему нельзя сделать так, чтобы граждане добровольно и с удовольствием покупали полисы ОСАГО, будучи уверенными, что это реальная страховка на случай ДТП? Ведь вся эта система существует на наши деньги...

В прошлом году нас уверяли, что все дело в тарифах. Вот их увеличили почти вдвое, а качество только ухудшилось. Разрекламированный европротокол по-прежнему не работает. При этом сборы страховых компаний по ОСАГО, по словам того же Юргенса, выросли за 2015 год существенно — с 150 млрд (в 2014 году) до 220 млрд рублей. А выплаты по ОСАГО составили 120 млрд — это около половины собранных с нас с вами денег. Но им этого мало. Страховщики сейчас борются за то, чтобы им позволили самостоятельно определять стоимость «автогражданки», тогда полисы ОСАГО, которые уже сейчас в столице стоят в среднем 9 тысяч рублей, а во многих областях и республиках и того больше, могут вырасти в цене в разы. Без шансов на улучшение качества.

А депутаты Госдумы предложили «стимулировать» покупку полисов ОСАГО, увеличив штраф за отсутствие страховки до 2,5 тысячи рублей. Эту идею — загнать в ОСАГО рублем — горячо поддержал глава Российского союза автостраховщиков, убежденный рыночник Игорь Юргенс. ГИБДД для ужесточения давления на автовладельцев рассматривает возможность использовать для фиксации нарушителей видеоаппаратуру. Хотя, как заявил замначальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин, здесь есть технические сложности...

А что же делается для соблюдения прав тех автомобилистов, кто исправно покупает полисы ОСАГО? Кто и как защитит их от произвола страховщиков, от поддельных полисов? Может быть, на этот вопрос нам ответит тот же Игорь Юргенс, который одновременно является членом президентского совета по правам человека и курирует автомобильную тематику? Заодно хотелось бы узнать, почему за 10 лет существования ОСАГО так и не удалось наладить мало-мальски удовлетворительную работу этой системы. И сколько еще лет и миллиардов потребуется на ее доработку?

P.S. Благодарим пресс-службу Банка России, которая оперативно прислала свой комментарий. К сожалению, Российский союз страховщиков и СПАО «Ингосстрах» не ответили на вопросы «Труда».

Кстати

Как надо действовать, если вы попали в ДТП и у вас есть настоящий полис ОСАГО

1. Вызвать инспектора ГИБДД и не рассчитывать на европротокол.

2. Пока инспектор едет, составить извещение о ДТП.

3. Известить страховую компанию о факте ДТП.

Дальнейшее касается пострадавшего в ДТП.

4. Провести оценку ущерба от ДТП и оценку утраты товарной стоимости в независимой экспертной компании, аккредитованной РСА.

5. Представить обе экспертные оценки вместе с квитанциями об оплате оценочных действий в свою страховую компанию.

6. В случае отказа возмещения ущерба или УТС писать досудебную претензию и направлять ее в страховую компанию.

7. Если опять откажут — в суд. Шансы на успех близки к 100%.

Только так вам гарантировано полное покрытие ущерба от ДТП по ОСАГО.

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 8228
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4781
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4762
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4367
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Президент США Дональд Трамп объявил, что началась экономическая революция

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Хозяин Белого дома пообещал соотечественникам историческую победу. Фото: Imago//CNP/MediaPunch, globallookpress.com

В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...