Поиск в интернете «село Кехта, Архангельская область» дает совсем немного информации. Суровые поморские края, деревенька между речками Бобриха и Трестянка. В 1905 году в Кехотской волости жили 5,5 тысячи человек, согласно переписи 2011 года — 548. Самый знаменитый уроженец этих мест — Михайло Васильевич Ломоносов. А в 32 километрах от его деревеньки — село Кехта, где родился глава Союза журналистов России Всеволод Леонидович Богданов, который завтра отметит свое 70-летие.
Суровые северные края с коротким летом и холодным солнцем вырабатывают в уроженцах этих мест особый склад характера: сдержанный, но в то же время целеустремленный, волевой, способный подняться над обстоятельствами... В прошлом году, так получилось, мы проплыли с Всеволодом Леонидовичем по Северной Двине несколько дней. В этих местах, неподалеку от Кехты и Холмогор, родился и вырос работавший когда-то в «Комсомольской правде» очень хороший журналист и настоящий русский человек Валентин Каркавцев. Валя трагически погиб в 1997-м, он не был знаком с Богдановым. Но узнав о том, что Каркавцеву в эти дни могло бы исполниться 60 лет, Богданов загорелся идеей побывать в родных местах, показать журналистам из российских регионов и местным коллегам замечательные места Русского Севера, поговорить о проблемах нашей профессии. Друзья Богданова (а его любят в этих краях) помогли организовать небольшую экспедицию на старом, единственном в России колесном пароходе «Гоголь». Основные характеристики этого мастодонта, спущенного на воду в 1911 году, звучат набатно: «Два боковых гребных колеса, два огнетрубных пролетных котла». Наверное, стоило ехать в северную глушь хотя бы ради того, чтобы услышать, как неподражаемо поморы произносят эти слова, которые вы больше нигде в России не услышите: «огнетрубный котел».
Проплыли мы и мимо родной деревушки Богданова, где он родился и вырос в семье фронтовиков. Из уважения к земляку капитан «Гоголя» приказал дать приветственный гудок. Протяжный басовитый гул поплыл на рассвете над Северной Двиной, пугая уток и гусей, дремлющих у тихой воды. По берегу помчались взбудораженные лошади, колыхая траву.
Из этих мест молодой корреспондент Архангельского радио Сева Богданов уехал в Ленинград учиться на факультете журналистики Ленинградского университета.
После диплома, так сложилась судьба, с молодой женой он прибыл на работу в Магадан. 11 лет жизни в Магадане, столице Колымского края, как задушевно пел Владимир Козин, отсидевший здесь свой срок и оставшийся навсегда на этой мерзлой земле. С ним и многими другими местными обитателями Богдановы подружатся семьями. От литературного сотрудника до редактора «Магаданской правды» — таковы богдановские университеты. В его семье любят вспоминать эту часть их жизни. Здесь выросли его дочки, здесь была настоящая школа жизни. Почти незаметное лето, полярная ночь, город, где каждый второй либо еще сидел, либо только что вышел, мороз под −50, кусок колбасы по талонам в канун революционных праздников... Разумеется, были, и не раз, конфликты с начальством, выговоры. Но было и счастье обретения профессии.
В те годы способным журналистам не давали засидеться в провинции. Все центральные СМИ постоянно подпитывались журналистикой из глубинки (это то, чего нам так не хватает сейчас!). Богданова ждала Москва, работа в «Советской России», одной из самых авторитетных газет в 1980-е. С 1989 года он на Центральном ТВ, как сказали бы сейчас, работает с новыми проектами. А в 1992 году Всеволод Богданов стал первым председателем только что созданного Союза журналистов России. В новой стране, где мучительно переживали распад СССР, плодились, воевали и рушились десятки творческих союзов. И только Союз журналистов России остался крупнейшим профессиональным творческим объединением, в рядах которого сегодня более 100 тысяч членов.
Постоянство, с которым Богданов вот уже два десятка лет избирается председателем СЖ, происходит не от равнодушия, а, напротив, от заинтересованности, если хотите, от чувства самосохранения той самой глубинной российской журналистики, из которой вышел когда-то и сам Богданов. Пишущий и вещающий в незнаменитых редакциях народ ему верит, относится к Всеволоду Леонидовичу уважительно. Прежде всего как к человеку, который сумел консолидировать и объединить коллег по цеху в трудные, а порой и драматические дни современной истории.
Для руководителя российских журналистов очень важной является работа по укреплению законодательной базы СМИ, последовательное противостояние любым попыткам ограничить свободу прессы и права журналистов. Главным врагом современных СМИ он считает заказные, платные материалы, политтехнологов, манипулирующих общественным сознанием.
В пору человеческой и профессиональной зрелости Всеволод Леонидович Богданов, или Сева, как дружески его зовут многие коллеги, вступает с боевым, позитивным настроем. Пожелаем ему успехов!
P.S. «Труд» поздравляет друга нашей газеты с юбилеем.
От всей души желаем Всеволоду Леонидовичу Богданову здоровья и успехов на благо отечественной журналистики!