В конструкторском бюро «Стрелка» эксперты обсудили городской стандарт благоустройства столичных улиц. По их мнению, он не только «станет помощником архитекторов», но также повысит качество городской среды и подчеркнет уникальность московских улиц.
Напомним, стандарт благоустройства московских улиц, разработанный в рамках реализации масштабной программы обновления Москвы «Моя улица», впервые обсуждался в апреле 2016 года на ландшафтном форуме «Городской парк-2016».В этом документе архитекторы представили комплексный подход к градостроительной политике столицы, стараясь сделать город безопаснее, чище и комфортнее для жизни.
После того как стандарт благоустройства впервые представили московским властям, профильные департаменты высказали более 300 замечаний. Как отметила Екатерина Малеева, руководитель проекта, архитектор КБ «Стрелка», все они были учтены в новом варианте, который обнародуют в ближайшее время. После этого будет «принято решение, какие из параметров станут обязательными, а какие станут носить рекомендательный характер».
Чтобы упростить задачу по модернизации столичного пространства, архитекторы проанализировали и выделили 10 типов улиц от центра города к его окраинам. Для каждого типа они разработали пешеходные зоны, полосы озеленения, велодорожки, остановки общественного транспорта, виды парковок и многое другое. Так, четыре типа улиц – центральные – расположены в пределах Садового кольца, два – срединные – между Садовым и Третьим транспортным кольцом, еще четыре – периферийные – от ТТК до МКАД.
«Прекрасно, что есть подход к типизации, - считает дизайнер Андрей Кармацкий, руководитель UrbicaDesign, основатель тематических сообществ Wayfinding и «Бытовая картография». - Он во многом сэкономит усилия, и я надеюсь, найдется баланс между желанием каждого архитектора сделать что-то уникальное и при этом уложиться в бюджет».
Как подчеркнула Екатерина Малеева, для каждого типа улиц, а их в российской столице насчитывается более 3,5 тысяч, эксперты предложили индивидуальные решения. Она привела примеры, как можно корректировать состояние экологии, используя архитектурные решения. Если, скажем, «сделать невысокий рельеф вдоль проезжей части, высотой 1-1,5 м, то 60-70% шума и пыли можно блокировать». «Другой пример – мы предлагаем использовать пустующие пространства рядом с проезжей частью, сделать там пруды, где сможет скапливаться вода, - рассказала эксперт. - Это снизит нагрузку на канализацию. Пруды будут заполняться водой, что, во-первых, обеспечит полив растений, а во-вторых, эта влага не будет попадать в коллектор».
«Москва уже несколько лет принимает меры по благоустройству общественных пространств, в том числе и улиц,- напомнил Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка». - Но это лето стало первым, когда тема благоустройства улиц коснулась практически каждого москвича. Многие сейчас задаются мыслью, а что же будет, когда строительные заборы уберут и благоустроенные улицы откроются взглядам прохожих». Он напомнил историю про Елисеевский гастроном на Тверской. «Чтобы произвести наибольшее впечатление, купец отдал распоряжение полностью обшить здание магазина деревом, - рассказал архитектор. - Два года шла реконструкция, и все это время москвичи распространяли ужасающие слухи о том, что же там будет. Поговаривали, что будет храм Бахуса или мавританский дворец, а потом забор убрали, и жители увидели роскошный магазин». Сейчас XXI век и, разумеется, полностью закрывать строительные площадки заборами никто не планирует. «При этом слухов ходит не меньше, чем во времена Елисеева, - заявил Алексеевский. - Поэтому для того чтобы метафорически приоткрыть этот забор и рассказать москвичам, что же все-таки происходит с московскими улицами, зачем их благоустраивают и что там на них будет, мы и проводим серию круглых столов на площадке КБ «Стрелка».
По мнению экспертов, стандарт благоустройства - это руководство к тому, как проектировать улицы в Москве. «Мы не говорим о том, какого цвета будет плитка и бордюры, но говорим об общих принципах и удобстве, - ввела в курс дела Малеева. - Мы разработали несколько типов улиц: это вылетные магистрали, бульвары на периферии, пешеходные улицы в центре, переулки и так далее. Ключевые параметры этой типизации – характер использования улиц и их ширина». Кстати, многие мегаполисы мира идут по такому же пути, организуя городские пространства. Это тенденция последних десяти лет, а один из самых известных – это стандарт, принятый для Нью-Йорка.
Однако в Москве существуют улицы, которые проходят по коттеджной застройке. «Их мы не рассматривали, так как они не относятся к городской типологии», - рассказала Малеева. Отметим, что в классификацию также не попали уникальные объекты, как улицы Тверская, Новый Арбат, Волхонка - для них были подготовлены индивидуальные проекты благоустройства. О том, как они будут выглядеть, можно на информационных стелах 360mos, посвященных благоустройству столицы, расположенных на Тверской улице и в Театральном проезде. «Пройдя по указанной на них ссылке или считав QR-код с помощью гаджета, можно посмотреть панораму ремонтируемой территории, - рассказал Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. - Здесь также можно получить информацию о ходе работ».
В работе над стандартом участвовали не только архитекторы, но и специалисты по климатическому комфорту в открытых пространствах. «Климатический дискомфорт можно снижать с помощью благоустройства, - полагает Екатерина Малеева. – Например, правильно расположить на улице объекты стрит-ритейла, чтобы люди могли заходить в них и согреваться. Ближе к окраинам города нужно позаботиться об обогреваемых остановках общественного транспорта». Как считает эксперт, нужно учитывать и тот факт, что большой город обладает эффектом «теплового острова» из-за большого количества каменных поверхностей, аккумулирующих тепловую энергию. «Поэтому необходимо высаживать деревья и находить места для газонов и водных поверхностей, - посоветовала она. - Подобные меры могут повысить комфорт пребывания на улице в жару».
И еще один важный момент - благоустройство не подразумевает изменения внешнего облика зданий. «Мы работаем с существующей городской средой, создавая возможность людям комфортно проводить время, без помех осматривать достопримечательности, быстрее добираться из одной точки до другой», - рассказала Малеева. Развивая эту тему, Андрей Кармацкий добавил, что будет очень здорово, «если уложившись в бюджет и сделав сложные инфраструктурные изменения, каждая улица обретет свою уникальность за счет, например, разных типов бизнесов или сфер услуг». «Например, какая-то улица будет более музыкальной, на другой - пахнуть свежей выпечкой, - рассказа он. - По-хорошему наша прогулка – это не только ровный тротуар или наличие пандусов. Наша прогулка – это ощущения, а они складываются из многих составляющих».
«Моя улица» - мегапроект, реализуемый городскими властями. В прошлом году были реконструированы 47 улиц, в этом планируется более 50. Эта программа находит живой отклик у москвичей – больше миллиона москвичей приняло участие в ее обсуждении программы на портале «Активный гражданин». В 2016 году проекты благоустройства улиц поддерживают86% «активных» москвичей.