Запах этого лета в Турции, – констатируют очевидцы, – это запах слезоточивого газа. Минувшей ночью в Стамбуле протестующие возвели баррикады: таким образом они пытаются остановить натиск полиции. Массовые акции протеста захлестнули и другие крупные города страны.
По версии республиканских властей, которую озвучил сам премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, за организацией протестов стоят политики, проигравшие выборы. Западные СМИ утверждают, что сотни тысяч турок сплотились, чтобы отстоять сквер Гези на площади Таксим, который власти планировали вырубить.
Однако, по мнению экспертов, противоречия, взорвавшие в начале июня 2013 года турецкие улицы, куда глубже и существеннее тех, что называют официальные лица и описывают журналисты. По мнению некоторых специалистов, Турция ни много ни мало находится на рубеже цивилизационного выбора: между светским государством и исламской деспотией.
Эрдоган против Ататюрка
Вырубка нескольких десятков деревьев в центре Анкары стала лишь формальным поводом для начала широкомасштабной конфронтации, – убеждены эксперты. Главной же причиной является широкомасштабное наступление исламистов, лидером и выразителем интересов которых является премьер Эрдоган, на основы светской республики.
По данным авторитетных турецких СМИ, вырубка парка – только первый шаг реконструкции площади Гези, где сейчас располагается Культурный центр Мустафы Кемаля Ататюрка. Ранее Эрдоган заявил о намерении построить на месте этого центра мечеть. Местные обозреватели отмечают, что на площади уже есть мечеть, а потому решение правительства является ничем иным, как актом культурного и идеологического наступления на позиции всех сторонников светского пути развития государства.
Дело в том, что Мустафа Кемаль Ататюрк является архитектором и конструктором современной Турции, создавшим светское, способное к развитию и эволюции государство из обломков Османской империи. В течении десятилетий его «заветы» были основой государственной политики. Однако нынешний премьер Эрдоган решил сделать ставку на другие силы – на исламистов. По его собственному признанию, исламизация Турции неизбежна, и с этой позиции снос культурного центра основателя и первого президента светской республики выглядит не менее значимым жестом, чем холостой выстрел Авроры по Зимнему дворцу.
Исламизация Турции: кто против?
Помимо широкой поддержки радикально настроенных турок, происламские позиции Эрдогана позволили ему обрести влияние среди исламистов всего Ближнего Востока и встать в один ряд с покойным Муаммаром Каддафи, властями Ирана и представителями саудовской династии. Более того: как ни парадоксально, именно поддержка исламистов обеспечила Эрдогану в том числе и симпатии европейских левых, для которых он стал представителем «цивилизованного» ислама.
Расплатой за этот курс стала скрытая конфронтация правительства с армейским руководством и нарастание социального напряжения. Несколько последних десятилетий турецкие власти прилагали огромные усилия для того, чтобы войти в состав Евросоюза, так что в стране успело вырасти целое поколение молодых людей, мыслящих себя частью Европы и отнюдь не желающих установления шариатского права и средневековой нравственности. Как раз эти люди и являются основной движущей силой нынешнего протеста, – констатируют обозреватели.
Первоначально протесты против реконструкции площади Гези проходили мирно. Граждане устраивали шествия с плакатами, несли фотографии Ататюрка и устраивали сидячие забастовки.
Однако правительство сделало ставки на жесткое подавление идейных противников, и жестокость полицейских возымела прямо противоположный эффект, нежели тот, на который рассчитывали власти: протестующие ожесточились, на полицейских стали нападать не только представители радикальной молодежи, но и граждане, до того мирно митинговавшие. Теперь многие оппозиционные лидеры рассчитывают на вмешательство армии: военные, по заветам Ататюрка, являются главной опорой светской республики.