Российские пилоты и работники авиационной отрасли подали в Международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO) петицию с просьбой провести проверку Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
Как сообщает издание «КоммерсантЪ», авторы петиции потребовали «прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров». В документе говорится, что ведомство, «зачастую не объясняя причин или по-разному трактуя законы», аннулировало свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с законодательством. Еще тысяча пилотских свидетельств может быть аннулирована в ближайшие дни.
Как заявили пилоты, эти меры касаются «нескольких тысяч авиационных специалистов, в том числе бывших военных пилотов, штурманов и бортинженеров, а также частных пилотов, переучившихся на коммерческих пилотов в негосударственных авиационных учебных центрах» (АУЦ). Пилоты пишут, что негосударственные АУЦ создавались с разрешения самой Росавиации и получали все необходимые сертификаты, а программы подготовки одобряли чиновники.
Но теперь, согласно петиции, ведомство «известило региональные отделения о том, что даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но проходили первоначальную летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном заведении, то их свидетельства будут изыматься, а новые не выдаваться». Их высшее образование будет считаться нелегитимным. В результате работы может лишиться «как минимум четверть всех пилотов в РФ».
В частности, в конце марта Уральский филиал Росавиации направил письмо в Рособрнадзор с просьбой отозвать лицензию у Челябинского летного училища гражданской авиации. Ведомство также потребовало аннулировать дипломы о профессиональной переподготовке по дополнительной образовательной программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации».
Пилоты считают, что ведомство «проводит карательную политику», пытаясь прикрыть собственные упущения после завершения расследования катастрофы самолета Boeing-737 в Казани в 2013 году. Тогда Межгосударственный авиационный комитет выяснил, что основной причиной трагедии стала неподготовленность экипажа — командир воздушного судна не проходил обучение на пилота и летный сертификат получил необоснованно.
По мнению пилотов, поставить точку в споре может ICAO путем независимого аудита законодательства РФ в сфере авиации и выдачи рекомендаций, как привести его в соответствие с документами организации «в жесткие сроки». Также пилоты потребовали привлечь иностранных специалистов для независимого аудита Росавиации в части организации первоначального обучения и выдачи пилотских свидетельств. Также авторы петиции просят ICAO обязать ведомство вернуть отозванные летные свидетельства.
Представитель Росавиации сообщил, что суды, в которые уже поступали иски против аннулирования пилотских свидетельств, «подтвердили правомерность и законность действий». По данным ведомства, в выданных документах была сфальсифицирована информация о налете, подделаны медицинские справки.
В Рособрнадзоре пояснили, что лицензирование организаций среднего профессионального образования находится в ведении региональных органов. Если факт нарушения подтвердится, то отзыв лицензии и аннулирование дипломов осуществляются также органом, выдавшим лицензию, но в судебном порядке.
Сейчас действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования по федеральному стандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием. Государственное обучение идет в вузах в Петербурге и Ульяновске (пять лет) и четырех училищах (два года 10 месяцев). АУЦ готовят частных пилотов, но также могут провести переобучение с одного типа самолета на другой, о чем Росавиация выдает свидетельства.