Одно из крупнейших мировых информ-агентств – Associated Press сделало решительный шаг в сторону политкорректности: руководство СМИ запретило своим сотрудникам использовать в материалах некоторые термины и словосочетания. Прежде всего в «черном списке» оказались определения «нелегальные мигранты» и «шизофреники».
При упоминании о последних журналистам теперь придется говорить «лица, у которых диагностирована шизофрения». Что же касается «понаехавших», то, как сообщила в официальном блоге АР исполнительный редактор и вице-президент агентства Кэтлин Кэррол, слово «нелегальный» теперь применять нельзя, поскольку оно дает оценку самим людям. Оценивать же можно только поступки. Если, например, имело место нарушение закона – действия мигранта можно назвать «незаконными».
Ярлыки – не наш метод
Представители агентства отметили, что язык – это постоянно меняющаяся система. С каждым годом он обогащается новыми терминами и определениями, помогающими наиболее точно передать суть происходящего. И люди, работающие в СМИ, обязаны, с одной стороны, следить за развитием языка, а с другой – бороться с ярлыками и штампами, которые способны причинить некоторым категориям населения неприятности. По мнению Кэтлин Кэррол, ярлыки мешают и работе самих журналистов: такие словечки невольно заставляют поверхностно смотреть на ту или иную ситуацию, мешая проникнуть в суть вопроса.
Серьезность ситуации в том, что стандарты Associated Press – это не просто некие правила, действующие в рамках одного-единственного агентства. Они являются авторитетными для всех Соединенных Штатов. В связи с этим сторонники иммиграционной реформы уже выступили с поддержкой отказа от термина «нелегальные мигранты».
А вот секретарь Министерства внутренней безопасности Джаннет Наполитано, напротив, раскритиковала нововведение, заявив, что лично ей непонятно, для чего «нужны все эти лингвистические войны». По ее мнению, термин «нелегальные мигранты» вполне допустим.
Долой негров, динозавров, танцы и дни рождения!
Следует отметить, что Associated Press отнюдь не проявило личной инициативы в вопросе политкорректности, а всего лишь подхватило тенденцию, уже сформировавшуюся в США.
Не далее как в феврале этого года американское Бюро переписи населения впервые за 100 лет существования решило отказаться от использования в официальных документах слова «негр» (Negro). Разумеется, это решение, как пояснил глава отдела расовой статистики Николас Джонс, связано с тем, что многие темнокожие люди считают слово «негр» оскорбительным: оно напоминает им об эпохе рабства. Так что теперь для обозначения расовой принадлежности будет использоваться политкорректный термин «афроамериканец» (African-American), или слово «черный» (black), которое в Америке не считается оскорбительным.
В 2010 году, когда в Штатах проводилась общенациональная перепись населения, в графе «Расовая принадлежность» фигурировало сразу три определения, которые темнокожие люди могли выбрать «на свой вкус»: «черный», «негр» и «афроамериканец». Теперь же «негры» исчезнут из статистических анкет.
А в марте прошлого года отдел образования Нью-Йорка выпустил циркуляр о политкорректной лексике, предназначавшийся для руководства компаний, составляющих экзаменационные тесты по математике, английскому языку, а также точным и общественным наукам. Такие единые экзамены школьники сдают несколько раз в год.
Обнародование циркуляра вызвало в обществе широкий резонанс. Документ содержал 50 слов и выражений, запрещавшихся к использованию в тестах.
Прежде всего составители документа проявили щепетильность в религиозных вопросах: упоминание в заданиях, к примеру, динозавров – по мнению чиновников, способно оскорбить верующих, сомневающихся в теории эволюции. «День рождения» неприменим из-за популярности свидетелей Иеговы: приверженцы этой религиозной организации принципиально не отмечают даты своего появления на свет. «Хэллоуин» в циркуляре назвали «языческим праздником», и также не рекомендовали к упоминанию.
Запретил отдел образования упоминать и о танцах: не секрет, что некоторым детям танцевальные движения не даются, и это заставляет их переживать. Аналогичные причины заставили чиновников вычеркнуть из экзаменов понятия «богатство и бедность», «рабство», «развод» и «болезнь». Нельзя писать в тестах и о знаменитостях, инопланетянах и компьютерных играх. Ну и наконец, на слово «терроризм» – «слишком страшное для детской психики» – вводилось абсолютное табу.
При этом представители отдела образования заявили, что не ведут речи о цензуре. Большинство из упомянутых слов, по их мнению, легко применимы в обычных условиях. Однако нервная и эмоционально напряженная обстановка экзаменов – совсем иное дело. «Наша цель – предоставить всем учащимся возможность сдать экзамены без помех», – отметили чиновники.