Главная Культура 17:05 04 Марта 2013 3093
«Мы создали театр абсурда – и в него поверили»

Режиссер «Анны Карениной» Сергей Соловьев рассказывает, зачем и о чем он снял свой фильм

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

 Вчера на Первом канале стартовал пятисерийный телефильм «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Этот сериал был завершен Сергеем Соловьевым еще лет пять назад, но тогда по загадочным причинам его не выпустили на телеэкран. Практически такая же судьба постигла и двухчасовую версию картины, предназначенную для кинотеатров, – в широкий прокат лента так и не вышла. И вот, похоже, наступил момент истины – зрители обсуждают показанные вчера вечером первые серии фильма.

– Сергей Александрович, какие чувства испытываете в дни показа вашего многострадального фильма по Первому каналу, да еще в самый прайм-тайм? 

– Есть такая русская пословица: «Сколько веревочке ни виться, конец все равно найдется». У меня была изначальная уверенность, что благополучный исход для этой киноистории, осененной именем Льва Николаевича Толстого, все-таки отыщется. Я рад, что фильм наконец вышел на экран, но не могу сказать, что меня одолевают какие-то экстремальные чувства. Что я, к примеру, разбегусь и на радостях ударюсь головой о стену. Или, наоборот, выпью три литра водки, чтобы забыть пережитое…

– Так в чем все-таки причина, что ваша картина так долго не была востребована?

– Не надо искать виноватых. Причина – в нашей с вами жизни. В общем ее тоне. За последние годы мы постепенно усвоили дикую мысль, что для счастья ничего, кроме денег, не надо. А поскольку экранизация «Анны Карениной» никому не сулила быстрых денег, то фильм залег. Прокатчики хором говорили мне: да, картина хорошая, но кто же ее пойдет смотреть, кому сегодня это интересно? Разумеется, такая логика – абсурдна, но мы сами этот театр абсурда создали и сами в него поверили. Хотя, знаете, у киноварианта все-таки была по-своему интересная и поучительная история проката, но – без прокатчиков. Началось все с Эльдара Александровича Рязанова, который предложил показать фильм у себя в «Эльдаре». Мы заключили договор на десять дней. В итоге картина шла три месяца. Потом мне позвонили из питерского кинотеатра «Аврора», который очень люблю: когда-то там я впервые посмотрел фильм «Неотправленное письмо», который произвел на меня огромное впечатление. В «Авроре» тоже взяли «Каренину» на десять дней. Фильм в итоге шел полгода…

Я уж не говорю про показ в Доме кино, где зрители сидели в проходах, висели друг на друге, лежали спиной на сцене и смотрели на экран снизу… И все это происходило в страшной духоте, поскольку стояло лето, а кондиционеры не работали. У меня было чувство, будто в глухие советские времена показывают западную версию «Доктора Живаго», а не нашу «Анну Каренину». Увидев такую толпу народа, Таня (актриса Татьяна Друбич, исполнительница роли Анны Карениной. – «Труд») пришла в замешательство: «Я не понимаю, почему собралось столько людей, они же все знают, чем дело кончится»…

– Так что же, по-вашему, влекло и влечет зрителей к вашему фильму?

– Я думаю, нормальные зрители истосковались по нормальным героям. Я, к примеру, не очень люблю Федора Михайловича Достоевского. Да, у него всегда мощные, философски насыщенные истории, масштабные и крупные персонажи. Один герой убил старушку топором, другой изнасиловал малолетку, третий зарезал возлюбленную. Для меня все это как-то чересчур. В этом смысле Лев Николаевич мне ближе, у него действуют – да-да! – нормальные люди. И вот эта тоска зрителей по нормальности – очень отрадное и, как говорят медики, прогностически хорошее чувство.

А что касается разницы между кино- и телевариантом фильма, то она состоит в следующем. Когда я делал картину для проката, то переводил текст романа на экран, скажем так, белыми стихами. А в телевизионном варианте переводил роман прозой. То есть добавлял больше деталей, подробностей, нюансов.

– В чем для вас, говоря модным сегодня словом, месседж этой истории?

– А месседж очень простой. Когда-то Окуджава пел замечательную песню, которую, кстати, он сочинил для моего фильма «Станционный смотритель». Но цензура выгрызла ее из картины, потому что Булат Шалвович подписал в то время письмо против ввода советских войск в Чехословакию. Так вот, в песне есть строчки: «С любовью жить несладко, а без нее нельзя». Роман Толстого – как раз об этом. Приступая к экранизации, я тоже поначалу впадал в толстоведческий маразм: дескать, роман трактует проблему супружеской измены, говорит о несовершенстве общества… На самом деле, роман и фильм совсем не про это, а про любовь. Вопрос поставлен так: какова бывает цена любви, когда любовь настигает человека. И выясняется, что порой это цена человеческой жизни. Об этом, если вкратце, кино.

– Как-то простовато, Сергей Александрович…

– Знаете, и сама история, и язык, каким она рассказана, – они такие простые, ясные, доступные. Это в полном смысле народный, отнюдь не элитарный роман. Потом, «Анна Каренина» – это, если можно так выразиться, биологически сериальная вещь. Она печаталась в «Отечественных записках» с интервалом в полгода. И вся Россия передавала журнал из рук в руки и по полгода ждала, как будет развиваться интрига и чем она закончится. В книге, написанной Толстым, есть что-то такое, что понятно и аристократу, и маляру. Скажу больше: это и ежику понятно. И в этом удивительная особенность и сила романа.

– Не могу под конец не спросить: не боитесь сравнений вашего фильма с нашумевшей английской «Анной Карениной»?

– Начну издалека. Как-то я, помню, смотрел английскую же картину по пушкинскому «Евгению Онегину». Смотрел и думал: совсем ведь чужие люди, а с каким интересом они относятся к России, к нашей литературе. Как элегантно герои носят шарфики, как любовно подобраны для героини коньки. Но при этом у меня было ощущение, что авторы абсолютно не понимают природы того, что они экранизируют. Не понимают, кто такие Татьяна Ларина, Евгений Онегин и что они значат для нашей жизни. Ну вообще не понимают.

Та же история произошла, на мой взгляд, и с английской «Карениной». У одного моего друга по отношению к таким фильмам есть точное определение: «медаль на шинели». Иностранцам нередко кажется, что крутейший образ русского офицера – это шинель, а на шинели – медаль. С точки зрения русского человека – это, конечно, чушь. А им нравится: медаль на шинели. И вот в этой стилистике снята английская «Анна Каренина». Кудрявый Вронский в рейтузиках. Ужимки и прыжки героев. Их поцелуйчики. Театральная сцена в прологе, хотя Толстой, как известно, ненавидел театр. Думаю, если бы Льву Николаевичу показали эту дребедень, он вряд ли обрадовался бы такому вниманию к русскому роману и русской жизни. Поэтому с точки зрения экранизации Толстого я, извините, не могу всерьез обсуждать эту картину.

К слову, когда она вышла на экраны, у меня было чувство, что мне стыдно быть русским. Потому что когда наша «Каренина» с боями прорывалась в прокат, то в Москве не появилось ни одной рекламной листовочки. А тут выходит эта «медаль на шинели» – и оглушительный рекламный залп в СМИ. Что-то было в этом неправильное. Поймите, неправильность вовсе не в том, что английскую картину не нужно было выпускать. Конечно, с ней должны были познакомиться наши зрители. Но все же, мне кажется, не взамен русской «Анны Карениной».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?