Второе пришествие

Вчера в Хамовническом суде столицы начались предварительные слушания по новому уголовному делу экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева.

7-й Ростовский переулок, где находится здание суда, был перекрыт уже с десяти утра - за два часа до начала слушаний. За углом стояли машины ОМОНа. Пускали только журналистов, сотрудников суда и участников процесса, остальных пешеходов милиционеры направляли в обход.

Явление народу

В 10.45 у въезда во двор суда появились огромный черный Ford и неприметная синяя "Газель" без окон, откуда вышли вооруженные до зубов охранники. "Пустыми приехали:" - вздохнул кто-то из журналистов. Но тут с подножки "Газели" спрыгнул Михаил Ходорковский: стриженный под ноль, в черном пальто, ярко-синих джинсах и с черным чемоданчиком в руках. Решетчатая ограда двора затрещала под напором публики.

- Свободу "железной маске"! - крикнула какая-то женщина, но ее оборвали люди в штатском.

- Михал Борисыч, скажите что-нибудь! Хотя бы рукой махните! - просили журналисты.

Но экс-олигарх даже не повернул головы. Подчеркнуто дисциплинированный, он под конвоем быстро прошел в боковой вход.

Следом за Ходорковским из "Газели" вывели одетого в куртку-аляску Платона Лебедева, сохранившего свою седую шевелюру. Как и Ходорковский, он мрачно проследовал к дверям, не обращая внимания на журналистов.

Началось

Заседание началось с сорокаминутным опозданием.

- Господин Ходоковский, господин Лебедев! Пожалуйста! Два слова для прессы! - не унимались корреспонденты, но подсудимые лишь горько улыбались.

Судья Виктор Данилкин занял свое кресло, прессу удалили из зала, а в пресс-комнате вырубили видеотрансляцию: предварительные слушания проходят в закрытом режиме.

На первом заседании суд должен заслушать ходатайства сторон, определить дату начала основных слушаний и решить вопрос о том, закрывать ли процесс. Первыми выступили адвокаты. Они пожаловались на ограничение их общения с подсудимыми и заявили отвод гособвинителям Дмитрию Шохину и Валерию Лахтину. Именно Лахтин во время следствия по первому делу "ЮКОСа" требовал ареста Ходорковского и Лебедева и продления им сроков содержания под стражей. В той же роли он участвовал в процессах по делам других сотрудников компании, например вице-президента "ЮКОСа" Василия Алексаняна. Шохин же выступал гособвинителем на первом процессе, за что в итоге получил повышение по службе и орден Почета. "Они себя уже проявили", - заявила по этому поводу защита. "Мы считаем, что никаких оснований для нашего отвода нет", - парировали прокуроры, и суд с ними согласился. Слушание продолжится сегодня.

Цифры

350 млн. тонн

столько нефти якобы похитили подсудимые у "дочек" "ЮКОСа" "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть"

892,4 млрд.

рублей - стоимость нефти

487 млрд.

рублей и 7,5 млрд. долларов - столько денег якобы отмыли Ходорковский и Лебедев

3,6 млрд.

рублей - стоимость якобы похищенных ими акций "Восточной нефтяной компании"