В воскресенье в Хьюстоне, штат Техас, пройдет 51-й розыгрыш финала Национальной футбольной лиги (NFL) — Супербоул. Вот уж далекое от нашего русского сознания событие... Но взглянуть на него пристальнее стоит хотя бы из зависти: почему наш футбол с каждым годом все менее интересен для болельщиков, а там, у них, один матч способен перевесить все наши «схватки огневые», вместе взятые? Как устроено это шоу — с некоторых пор самое прибыльное спортивное событие на планете?
За право проведения Супербоула штаты соперничают не на шутку (тот же Хьюстон до сих пор принимал его лишь дважды — в 1974 и 2004 годах), а победитель готовится к торжественному дню целый год. Если в середине 2000-х хозяева «матча года» вкладывали в организацию 10-12 млн долларов, то сегодня расходы достигают 50-70 млн. Они окупаются сторицей: в экономику штата поступают от 200 до 500 млн долларов.
Выручка же от самого матча достается правообладателю — NFL. Любопытно, что если на первом в истории Супербоуле-1967 самый дорогой билет стоил 12 долларов, то нынче ставки выросли до 17,8 тысячи (а средний ценник составил 4,8 тысячи). Чтобы заполнить трибуны при таких ценах, лига делает все, чтобы зритель получил большущее шоу.
Обязательно концертная программа со звездами первой величины. В 2012-м перед трибунами выступила Мадонна, в прошлом году — сразу Бейонсе, Леди Гага и Coldplay. Звезды рассматривают такую возможность как лучшую рекламу и готовы петь бесплатно. На этот раз организаторами приглашены кантри-певец Люк Брайан и все та же Гага, с которой взяли честное слово не критиковать в эфире Дональда Трампа...
Впрочем, происходящее на стадионе — это только цветочки. Матч собирает у телеэкранов свыше 70% населения США (189 млн человек в прошлом году). 43 млн собирают у себя дома компанию, 70 млн сами отправляются в гости. Статистика впечатляет: во время прошлогоднего матча американцы съели 1,25 млрд куриных крылышек, запили их 325,5 млн галлонов пива, купили для просмотра 8,6 млн новых телевизоров, сделали ставки на 4,2 млрд долларов, в целом потратили свыше 15,5 млрд.
Телетрансляция Супербоула — основа благосостояния NFL. В прошлом году продажа медиаправ принесла 61% доходов (375 млн), еще 23% (145 млн) — лицензирование спонсоров и атрибутики. И только 14% (88 млн) — билеты. Кстати, на Олимпиадах и футбольных чемпионатах эти же статьи доходов делятся примерно поровну.
Американские телекомпании не в накладе: стоимость 30-секундного рекламного ролика во время воскресного матча достигла 5,03 млн долларов. Для рекламодателей стало делом чести презентовать по ходу матча новые ролики и трейлеры ближайших кинопремьер, и публика воспринимает рекламные паузы как неотъемлемую часть Супербоула.
В общей сложности прошлогодний матч сгенерировал 620 млн долларов доходов, а предстоящая игра, по прогнозам, подберется к отметке в 700 млн долларов. По сути, Супербоул является самым доходным спортивным событием мира. Летняя Олимпиада зарабатывает больше (доход МОК в Лондоне-2012 достиг 5,9 млрд), но она длится не один день, а 17, да и число спортсменов на порядок больше — 11 тысяч вместо 125. На чемпионате мира по футболу (4,8 млрд долларов доходов ФИФА в Бразилии-2014) участвуют 736 игроков, но длится он уже 32 дня... А за пределами олимпийских и крупнейших футбольных форумов остальной спорт не ровня Супербоулу даже по абсолютным показателям.
Причем если ФИФА и МОК нащупали золотую жилу только в 1980-1990-х годах, то Супербоул планомерно, год за годом, утверждал свой бренд с 1967-го. Неслучайно он с отрывом лидирует в рейтинге спортивных событий — брендов Forbes: в прошлом году он был оценен в 630 млн против 366 млн у бренда летних Игр, 285 млн у зимних и 229 млн долларов у ЧМ по футболу.
За этой блестящей оберткой в Супербоуле мало кто уделяет внимание непосредственно происходящему на поле, что, кстати, сильно расстраивает истинных фанатов американского футбола. Скажем пару слов и об участниках: в воскресенье сойдутся «Нью-Ингленд Пэтриотс» из Бостона и «Атланта Фэлконз». Кто-кто, а игроки этих команд о деньгах не думают: за победу полагается по 97 тысяч на брата, что мизер на фоне средней годовой зарплаты в NFL в 1,9 млн долларов. На кону куда большее — престиж, страсти, любовь всей страны.