Меры наказания для пешеходов, нарушающих правила дорожного движения, в ближайшее время могут быть ужесточены. Общественная палата обратилась к Госдуме с предложением поднять штрафы для пешеходов с нынешних 500 – 1500 рублей до 1000 – 3000, - сообщают «Известия».
Письмо с таким предложением к депутатам направил председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков. В свою очередь, в комитете Госдумы, где предложение будет рассматриваться и оцениваться, прежде чем будет вынесено на общее обсуждение, заявили о готовности поддержать инициативу.
Не ценят жизнь, но ценят деньги
Поясняя свое предложение, Цветков отметил, что нарушения пешеходов только на первый взгляд выглядят неопасными. «В ДТП, происходящих по вине нерадивых пешеходов, игнорирующих правила, зачастую гибнут люди. При этом наказание, предусмотренное действующим законодательством, серьезным не назовешь. Штраф в 500 рублей не является той суммой, которая способна остановить правонарушителя, а значит, никакого профилактического эффекта не имеет», – заявил общественник.
Также он отметил, что существуют серьезные недоработки в профилактике нарушений ПДД со стороны пешеходов. «Социальную рекламу, направленную на профилактику правонарушений водителями, мы видим повсеместно: ролики по федеральным каналам, наружная реклама и т.д. А вот призывов к пешеходам пользоваться переходами и не пересекать проезжую часть на красный свет - явно не хватает. Также нужно усилить разъяснительную работу в школах», – полагает Цветков.
Смерть под колесами
По официальной статистике ГИБДД, за 11 месяцев прошлого года на дорогах России произошло 23 тысячи ДТП с участием пешеходов. Это 12,7% от общего количества аварий. В результате этих инцидентов погибли 4 344 человека, и еще 19 738 были травмированы.
При этом специалисты отмечают, что в прошлом году количество ДТП с пешеходами снизилось на 8% по сравнению с 2013-м.
Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин сообщил журналистам, что в настоящее время пешеходов наказывают как штрафами, так и предупреждениями. «Как правило, постановления выносятся при грубых нарушениях — если он помешал движению или были какие-то последствия, - пояснил он. - Решение выписать штраф или ограничиться предупреждением принимает инспектор на месте. Мы выполняем свои функции в рамках закона и продолжим их выполнять, если его усилят».
В свою очередь, заместитель председателя комитета ГД по транспорту Виталий Ефимов согласился с позицией Цветкова. «Когда едешь за рулем, замечаешь: дорогу перебегают, где хотят, иногда ленятся дойти до перехода 30–50 метров, - посетовал депутат. - А допустим, полторы тысячи рублей штрафа — это хороший аргумент, будет меньше жертв».
Штрафы для градостроителей?
При этом, однако, Ефимов отметил, что в ряде случаев пешеходы просто вынуждены нарушать ПДД, поскольку в некоторых местах городов отсутствуют нужные элементы инфраструктуры. «Если мы вводим такие штрафы, надо, чтобы до перехода не нужно было тащиться несколько километров», – полагает парламентарий. Он не уточнил, станет ли его комитет вносить предложение о штрафах для градостроителей, чьи решения порой буквально вынуждают граждан бегать под колесами авто. Однако обозреватели отметили, что если бы такое предложение было озвучено, оно получило бы широкую поддержку и среди пешеходов, и среди автомобилистов.
Впрочем, по мнению экспертов, главная ответственность за сохранение человеческих жизней на дорогах все равно останется на водителях. «Автомобилисты обязаны учить правила и сдавать их на экзамене в ГИБДД. Пешеходы же, несмотря на то, что они тоже участники дорожного движения, правила не сдают. И какая-нибудь бабулька, переходящая десятиполосный Ленинский проспект, может оказаться, всю жизнь не знает правил дорожного движения, – прокомментировал ситуацию координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - И такая безграмотность встречается часто: в Москве, наверное, каждый второй пешеход переходит дорогу неправильно».
По его мнению, принципиально изменить ситуацию может только «тщательная профилактическая работа», в ходе которой россиянам будут преподавать правила дорожного движения с детсадовского возраста.