Главная Жизнь 20:11 04 Февраля 2014 7356
Однажды в полете пилот отказал...

 Заметки о ЧП в воздухе, когда экипажи лайнеров несут потери

Анатолий Журин

«Есть ли на борту люди, умеющие управлять самолетом?» – это объявление по громкой связи в самолете «Боинг-737» авиакомпании United, совершавшем в самый канун 2014 года, 30 декабря, полет из Айовы в Колорадо, заставило пассажиров похолодеть от ужаса. Тем более что чуть раньше по радио уже прозвучал вопрос, есть ли в салоне медики. Их звали в пилотскую кабину. Случай, как оказывается, не столь уж редкий...

Пока две оказавшиеся на борту «Боинга» медсестры пытались вернуть сознание перенесшему сердечный приступ командиру лайнера, второй пилот, женщина, выходила из шока. Она все-таки собралась с силами и выполнила разворот для посадки на ближайший аэродром. Лайнеру удалось благополучно приземлиться в аэропорту Омаха, где помощь пришлось оказывать и командиру, и пережившим шок пассажирам.

Подобный случай произошел и тремя месяцами ранее. 27 сентября 2013 года «Боинг-737» той же авиакомпании, летевший из Хьюстона в Сиэтл, через три часа после взлета совершил вынужденную посадку в Айдахо. Командиру корабля 63-летнему Генри Скиллерну стало плохо с сердцем. Управление взял на себя второй пилот, которому помог случайно находившийся среди пассажиров коллега. Посадка прошла успешно, но командира спасти не удалось.

Этот печальный список ЧП под облаками пополняет и Россия. В январе 2012 года в полете умер 44-летний второй пилот «Боинга-757» авиакомпании «ЮТэйр», совершавшего рейс из Бангкока в Новосибирск. В марте 2007 года на подходе к Норильску в кабине Ил-62 авиакомпании «Россия», следовавшего из Москвы в Анадырь, умер 40-летний бортинженер. В том же месяце на высоте 11 тысяч метров в кабине Ту-154 авиакомпании «ЮТэйр», летевшего из Тюмени в Москву, у 60-летнего штурмана случился инсульт. К счастью, он остался жив, хотя летная карьера его на этом закончилась.

Спрашивается: как вообще такое происходит? Ведь требования к здоровью пилотов самые жесткие, все члены экипажа проходят предполетный медосмотр. В Америке дважды в год для пилотов обязательна медкомиссия – от ЭКГ и проверки зрения до теста на употребление наркотиков. В России есть еще и испытания на велоэргометр­е, а при необходимости и эхокардиография. Начальник отдела координации и развития медицины МАК Сергей Ивашов рассказал «Труду», что требования ВЛЭК в странах СНГ стали еще жестче – за диагноз уже ручается не один специалист, а целая комиссия.

Все так, но… Врачи и пилоты – тоже люди. Все знают, что возраст ни сил, ни здоровья не прибавляет, но каждый летчик всеми правдами и неправдами хочет отсрочить час списания на землю. Пока в воздухе – есть заработок, кормишь семью, помогаешь детям.

А сел на «вынужденную» – то есть на пенсию – и сразу подступает нужда. Да и кроме денег есть психологический барьер: летаешь – мужчина, приземлился навсегда – уже старик...

Четверть века назад для авиаторов стала настольной книга сибиряка Валерия Хайрюзова «Приют для списанных пилотов». Автор, командир Ан-24, со знанием дела описал психологию пилотов с их фанатичной преданностью профессии и страхом перед очередной врачебной комиссией. Желание отодвинуть время «Ч» заставляло многих идти на всякие уловки, чтобы остаться в отряде и летать, летать, летать.

Мой давний знакомый, 53-летний командир лайнера Николай С., собирался в очередной рейс, когда случился обширный инфаркт. Медики «скорой» помочь не смогли. «Коля давно жаловался на сердце, – рассказывала мне вдова. – Как я его умоляла оставить профессию! Но он говорил, что бывшие пилоты уходят в никуда. Как я догадываюсь, всеми правдами и неправдами договаривался с врачами, чтобы те позволяли летать. После смерти медики, дававшие допуск к полетам Николаю, буквально атаковали меня, чтобы я отдала им кардиограммы мужа. Опасались расследования…»

Атеросклероз аорты, атеросклеротический кардиосклероз, атеросклероз сосудов головного мозга, узловой эутериоидный зоб щитовидной железы…Этот букет хворей, как выяснилось потом, был у второго пилота самолета Ту-154 авиакомпании «Пулково» 60-летнего Владимира Онищенко. А у 49-летнего командира экипажа Ивана Карагодина имели место атеросклероз аорты, зоб щитовидки и избыточная масса тела. Но специалисты врачебной летной экспертной комиссии (ВЛЭК) посчитали обоих годными к работе в качестве линейных пилотов. Через несколько месяцев, 22 августа 2006 года, их Ту-154 потерпит катастрофу под Донецком, погибнут девять членов экипажа и 160 пассажиров.

Вот строки из заключения расследователей МАК: «Экипаж неправильно оценил метеоусловия, при встрече с грозовыми очагами принял запоздалое решение об их обходе… Действия КВС на этапе возникновения и развития особой ситуации были некоординированными и привели к раскачке самолета, его выходу на закритические углы атаки и в режим сваливания. В результате психологического тестирования КВС была также выявлена тенденция к преобладанию замедленных сенсомоторных реакций, что и было отражено в заключении психолога ВЛЭК за 2005 год как в карте обследования, так и в медицинской книжке».

Непосвященные не представляют, что каждый рейс – это череда стрессов. Заслуженный пилот, ныне вице-президент Проф­союза летного состава России Альфред Малиновский рассказывает: «Командир за штурвалом считывает с приборов как минимум шесть параметров положения и движения лайнера – курс, тангаж, поступательная и вертикальная скорости, крен, боковое смещение. Это требуется, чтобы постоянно держать в голове, синтезировать динамический образ полета». Добавьте сюда эмоциональное напряжение, ответственность за любой чих на борту, постоянную смену часовых и климатических поясов, радиоактивное излучение, особенно при полетах на широтах, близких к Северному полюсу... Ну и, конечно, пиковые нагрузки при взлете и посадке. По статистике, почти 28% происшествий случаются при разбеге и отрыве от земли, а еще 53% – это заход на посадку, приземление и торможение.

Главврач ЦКБ гражданской авиации, доктор медицинских наук Наталья Забродина перечислила недуги, которыми страдают пилоты в зрелом возрасте. Большую часть из них отстраняют от полетов с диагнозами «нейросенсорная тугоухость», «ишемическая болезнь сердца» («стенокардия», «безболевая ишемия миокарда», «инфаркт миокарда»), «гипертоническая болезнь» и «атеросклероз», «заболевания сосудов головного мозга». Именно с учетом всех этих факторов максимально допустимая продолжительность полетного времени на всех типах судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год. С письменного согласия членов экипажа месячная норма полетного времени может быть увеличена на 25% не более трех раз в год без увеличения годовой нормы полетного времени. А в тех случаях, когда плановая продолжительность полетной смены превышает максимально допустимую, в состав экипажа работодателем вводятся дополнительные люди.

Если сердце прихватило у водителя наземного транспорта, он имеет шанс успеть нажать на тормоз. В воздухе рассчитывать не на что. Конечно, в кабине кроме командира есть еще и второй пилот. Но мысль о том, что лайнер остался под контролем одного человека, точно никого не обрадует. Тем более что уже был случай 14 августа 2005 года, когда на «Боинге-737» кипрской авиакомпании Helios airways потеряли сознание оба пилота. Пытался посадить самолет стюард, по тревоге были подняты истребители греческих ВВС и все наземные службы, но лайнер потерпел крушение.

Может быть, правы были наши авиастроители, когда проектировали лайнеры с тремя членами экипажа.

Все надежнее!

Слово эксперту

Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов

– Известная германская компания JACDEC каждый год проводит глубокое исследование и публикует информацию о 60 лучших авиакомпаниях с точки зрения безопасности полетов. Многие годы первое место занимает австралийская авиакомпания Qantas. На втором месте – Finnair из Финляндии. На 49-м месте – российский «Аэрофлот». Замыкает список турецкая авиакомпания Turkish Airlines. Могу посоветовать летать на самолетах авиакомпаний, которые прошли или стремятся пройти международную аудиторскую проверку по безопасности полетов Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (IOSA IATA). В СНГ и России такую проверку прошли «Аэрофлот», «Аэрофлот-Дон», «Аэросвит» (Украина), «Эйр Астана» (Казахстан), «Армавиа» (Армения), «Белавиа» (Белоруссия), «Молдавские авиалинии», «Эйр Молдова» (Молдавия), «Уральские авиалинии», «Азал» (Азербайджан), «Россия», S7, Sky Express, «Трансаэро», «Международные авиалинии Украины» (МАУ), «Узбекистон Хаво Йуллари», «ЮТэйр», «Владивосток-авиа», грузовая авиакомпания «Волга-Днепр».

 

Жизнь 00:04 / 04 Октября 2024 32864
Далеко от Москвы

Музейную экспозицию в Кронштадте пополнят весомые раритеты

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
П. Г. Жарков. Портрет Петра I. 1796 г. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Предания старины глубокой порой лежат рядом с нами, но дотянуться до них очень непросто. Надо быть любопытным и настойчивым. К счастью, такие люди среди нас все еще есть, и их немало. Привет от Петра...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 9979
Охота на ведьм

У россиян бешеный спрос на услуги колдунов, тарологов и нумерологов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Voller Ernst / Hermann Fuss, globallookpress.com

В Госдуме предложили карать по закону любителей навести порчу или приворожить любимого. Депутатов вдруг озаботило, что народ к колдунам, тарологам и нумерологам валом валит, спрос на их услуги бешеный —...

Жизнь 00:02 / 04 Октября 2024 9552
Встаньте в строй!

В России начался осенний призыв

Сергей Ищенко, военный обозреватель
Труд
Фото: © Viktor Pogontsev, globallookpress.com

Верная примета: если птицы полетели на юг, то повестки из военкоматов летят в почтовые ящики вчерашним школьникам. В России с 1 октября начался осенний призыв, который продлится до 31 декабря. Призыву...

Жизнь 00:02 / 04 Октября 2024 9341
Между нами, собачниками

По новому закону за неубранные собачьи отходы грозит штраф до 3 тысяч рублей

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Bernard Jaubert, globallookpress.com

Госдума одобрила проект закона о введении наказаний для владельцев собак — тех, кто во время прогулок не убирает отходы жизнедеятельности своих питомцев. Наболело, и не только у депутатов: повсюду можно...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 8783
Даешь сыр в мышеловке

Предприимчивость и стремление граждан полакомиться сыром из мышеловки порой поражают

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
На сайтах знакомств стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Вот новости последней недели. На сайтах знакомств вдруг стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Оказывается, все дело в квартирном вопросе, вернее, в ипотеке. Льготную программу свернули...

Жизнь 00:03 / 25 Октября 2024 8592
Технопарк

Британские исследователи записали движение снежинок

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Dennis Fast, globallookpress.com

В пятницу, 25 октября, свой праздник отмечают работники кабельной промышленности. В такой же день в 1879 году компании «Сименс и Гальске» было выдано разрешения на проведение работ по производству...

Жизнь 17:01 / 19 Октября 2024 6635
Пора мыть рот с мылом!

Москва стала лидером «матерщинного» рейтинга

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Mauricio Jordan de Souza Coelho, globallookpress.com

Вот те на! Самым матерящимся городом в стране названа Москва. Столице удалось пробить Дно (город с таким названием в Псковской области в прошлом году стал лидером «матерщинного» рейтинга). На втором...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6557
Календарь: 25 октября

В этот день в 1957 году суд признал Рудольфа Абеля виновным в шпионаже

Труд
Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Фото: globallookpress.com

1653 В царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. 1762 Екатерина Великая своим указом повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Поволжье...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 5963
Бастрыкин, помоги!

Многодетные жители деревни Сабры, что в Ленинградской области, пожаловались главе СКР на… жизнь в деревне

Алекс Зверев
Труд
Александр Иванович просьбе внял: в районную администрацию наведалась проверка. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Следственный комитет РФ стал последней инстанцией для многодетных семей из маленькой деревни Сабры, что в Ленинградской области. Квартирный вопрос им решить помогли, но ведь для жизни нужна не только крыша над головой. Расстояние...

Жизнь 00:02 / 25 Октября 2024 5938
Бабушка или няня?

Вот вам, родители, задание на каникулы: найти ответ на этот вопрос

Марина Крючкова
Труд
Фото: © michael steiner, globallookpress.com

Ну вот и каникулы — в большинстве российских школ они продлятся всю следующую неделю. О головной боли родителей, с кем же оставить детей на пять рабочих дней, напоминают даже поисковики. Что бы...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5697
Последняя колонка

59% россиян сталкиваются с профессиональным выгоранием - Mainsgroup

Труд
Фото: © Jonathan Ford, globallookpress.com

Многовато для ухи Жителя Иркутской области на трассе остановили полицейские: из машины несло рыбой. Нюх не обманул служителей правопорядка: в салоне и багажнике оказалось 15 ящиков с уловом — 1660...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5117
Драку заказывали?

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене

Максим Башкеев
Труд
Оказывается, если у кого-то сгорела машина, это могла быть чья-то месть. Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Самому скандалить или заниматься рукоприкладством с риском получить сдачи уже не модно. Сегодня обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене. Нынешней осенью...

Бизнесмены и чиновники спорят, сколько нам нужно мигрантов. А вы-то сами как думаете?

Александр Киденис
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

С января по сентябрь 2024 года Россию покинули более миллиона иностранных рабочих. В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Киргизию —...

Жизнь 00:03 / 08 Ноября 2024 4593
…И о погоде

11 ноября в Баку стартует климатический саммит ООН

Марина Крючкова
Труд
Последствия наводнения в Валенсии, Испания, 4 ноября 2024 г. Фото: globallookpress.com

«Природа сошла с ума!» — вздыхаем мы, наблюдая за нынешними погодными качелями, когда на смену самой дождливой в истории метеонаблюдений в Москве пятницы, 1 ноября, уже через два дня...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 4339
СВО: кому верить?

В информационном пространстве развернулось ожесточенное противостояние 

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Vladimir Baranov, globallookpress.com

Чем дольше длится СВО, тем ожесточеннее битвы в информационном пространстве. Но речь здесь не о противостоянии российских СМИ пресловутому ЦИПсО, а о нашей, внутренней войне, вовлеченными в которую оказываются...

До полного окружения противника остаются считанные километры

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Подразделения участвующих в специальной военной операции Вооруженных сил России зашли в центр Курахово в Донецкой Народной Республике. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал советник главы ДНР Ян Гагин. «Наши боевые порядки находятся...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?