Жители Гагаузской автономии Молдавии заявили, как и с кем они намерены строить свое будущее. В ходе консультационного и законодательного референдумов, которые прошли в воскресенье, более 90% участников высказались за присоединение к Таможенному союзу (Россия, Белоруссия, Казахстан) и около 70% поддержали закон об отложенном статусе Гагаузии, дающий автономии право на самоопределение в случае, если Молдавия потеряет суверенитет.
Официальный Кишинев считает референдумы незаконными, однако факт остается фактом: подавляющее большинство жителей автономии не согласны с предложенным центральными властями внешнеполитическим вектором движения.
Подготовка к голосованию проходила в непростых условиях. Сама идея провести референдумы родилась в ответ на участившиеся заявления президента Румынии Траяна Бэсеску о необходимости объединения «двух румынских государств» — Румынии и Молдавии. 27 ноября прошлого года депутаты народного собрания Гагаузии единогласно проголосовали за проведение плебисцита. Как говорилось в постановлении гагаузского парламента, в связи с «открытой государственной политикой соседнего государства, направленной на ликвидацию и фактическое поглощение Молдовы, при явном попустительстве и поддержке высших должностных лиц и государственных органов страны, осуществляющих реализацию своей части плана «процесса объединения румынских государств».
Официальный Кишинев посчитал, что власти автономии превысили полномочия. Сначала Комратский, а потом и апелляционный суды признали решение о проведении референдума незаконным. Что, впрочем, не затормозило подготовку к голосованию. Даже после того, как 9 января Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту самоуправства, организаторы темпов не сбавили. Более того, в Гагаузии начали формировать дружины, которые должны были пресекать любые попытки помешать проведению плебисцита. Когда были заблокированы бюджетные операции, связанные с подготовкой и проведением референдума, глава Гагаузии Михаил Формузал призвал жителей автономии всем миром собрать деньги на референдум. И эти деньги наверняка собрали бы. Однако через несколько часов оказалось, что «скидываться» не придется: покрыть расходы (около 75 тысяч долларов) взялся российский предприниматель, уроженец села Баймаклия Дмитрий Якубов.
Итак, 2 февраля референдумы прошли. Явка побила все рекорды: 70% жителей, имеющих право голоса. По предварительным данным, более 90% высказалось за присоединение к Таможенному союзу и почти 70% поддержали закон об отложенном статусе Гагаузии. Голосование проходило спокойно, люди были настроены позитивно. Свое мнение пришли выразить даже те, кто обычно не приходит к избирательным урнам. Многие трудовые мигранты скорректировали отпуска так, чтобы иметь возможность проголосовать.
Предвидеть реакцию официального Кишинева можно уже сейчас: он будет настаивать на том, что референдумы нелегитимны. Однако даже если их результаты не будут иметь юридических последствий, они принесут политические плоды. Гагаузию уже поддержали некоторые из других районов. Плебисцит показал, что жители Молдавии неоднозначно относятся к интеграции в Евросоюз, а ведь именно эта карта должна была стать самым крупным козырем в предстоящей предвыборной гонке — в конце 2014-го в Молдавии должны пройти парламентские выборы. Так или иначе, но теперь молдавским, да и европейским политикам придется постоянно делать поправку на гагаузский референдум.