СЛАДКАЯ ТЯЖБА
Дочь фотографа все еще надеется получить с кондитеров свои миллионы
Узнать телефон Елены Геринас в подмосковных Химках не составило труда. В справочном бюро города значился только один абонент с такой редкой фамилией.
В 1992 году ее уже разыскивала другая газета - "Вечерняя Москва", обратившись к читателям с вопросом: "Кто ты, шоколадная Аленка?". Обрушился целый шквал телефонных звонков и писем: "А может, это я?" Наконец удалось найти Елену - дочь того самого фотокорреспондента Александра Геринаса, который когда-то сделал знаменитый снимок Аленки. Вначале он появился в журнале "Советское фото", потом украсил первый номер журнала "Здоровье", а еще через четыре года милое личико "девочки, с которой все хотят дружить", красовалось на шоколадке. 16-летняя девушка Саша Егорова написала на фабрику "Красный Октябрь" письмо со стихами, где были такие строчки: "Познакомиться с Аленкой из детишек каждый рад, покупайте, покупайте, покупайте шоколад". Стихи понравились, и их напечатали с обратной стороны шоколадной обертки. Елене было тогда пять лет. Сейчас ей - 42.
Начиная очередную рекламную кампанию, кондитерская фабрика пригласила Елену Александровну на свое торжество, вручила ей приз как "супермодели" и презентовала свою сладкую продукцию. Об авторском вознаграждении или подписании договора - ни слова. Тогда Геринас и подала в суд, пытаясь доказать, что на шоколадной обертке - именно она, а, стало быть, фабрика, тиражируя снимки без разрешения, нарушает ее авторские права. Потребовалось не только предъявить "вещдоки", но и провести экспертизу - сравнить фото дочки Александра Геринаса с изображением девочки в платочке.
Эксперт Минюста Зотов насчитал 18 общих признаков, были рассмотрены чуть ли не под лупой десятки фотографий маленькой Леночки Геринас, однако суд решил: в иске отказать.
- Елена Александровна, может, и правда, это не вы, а какая-нибудь другая девочка, ваш отец ведь очень часто снимал детей? - спрашиваю.
- Ну что вы! В нашей семье всегда все знали, что на шоколадке - мой портрет. У меня и негативы от того снимка сохранились. Когда отец умер, а он развелся с мамой и жил в другой семье, нам передали весь его архив. Там я и нашла пленку.
- А подпись под снимком - "Аленка" тоже он придумал?
- Думаю, да. Он часто подписывал мои снимки "Матрешка", "Малышка", "Леночка", "Аленка".
Геринас показывает пожелтевшие маленькие фотокарточки. Вот она в меховой шапочке наклонилась и что-то разглядывает на снегу. Вот - на руках у мамы - Софьи Леонидовны. Похожа!
- У меня и платочек тот жив, выцвел, правда, немного. Присмотритесь к шоколадной Аленке, у нее узелок по-особому завязан, потому что моя мама - левша. Эту деталь на суде тоже отметили, но почему-то не учли.
Все "вещдоки" - январский номер журнала "Здоровье" за 1962 год, негативы, старые фото Елена Александровна старательно оберегает, чтобы их не могла использовать в своих интересах противоположная сторона. Речь-то в конце концов идет о сумме в несколько миллионов рублей. Пока "Аленка" на суд обижена, но в том, что рано или поздно решение будет принято в ее пользу, не сомневается. Библиотекарь в прошлом, сейчас она не работает, занята лишь судебной тяжбой. Мама - Софья Леонидовна и дети - их двое - настроены не так оптимистично. Возможно, потому, что в этой истории много "белых пятен": не известно, к примеру, даже точное имя художника, который перерисовывал фото: предположительно некто Н. Маслов. Да не факт, что "Аленка" - именно его работа. Художника уже нет в живых, и спросить, кто автор, - не у кого. А потом всем известно, что иногда сложно доказать даже самые очевидные вещи.
Для наглядности - пример с другими сладостями, вернее - с их оберткой: фантиками для конфет "А ну-ка отними!", "Незнайка", "Раковые шейки", ирисок "Кис-кис", шоколада "Конек-горбунок". Нарисовал эскизы старейший художник фабрики Леонид Челноков, который тоже безуспешно пытается доказать в суде, что автор - он. Удача улыбнулась только писателю Эдуарду Успенскому - "папе" Чебурашки. Были такие конфеты, помните? После большого скандала, когда Успенский потребовал защиты своих авторских прав, "Чебурашку" пустили в продажу под другим названием - "Ванька-встанька".
ДЕВОЧКА С ШОКОЛАДНЫМИ ГЛАЗАМИ
Родителям Ани слава дочери не вскружила голову
Приехавший в Брянск столичный фотокорреспондент сделал снимок симпатичной малышки. А потом фото попало на обложку журнала
Уже в двенадцать месяцев Аня Стаценко весила двенадцать килограммов и, радуясь жизни, часто показывала дюжину остреньких зубов. Крепкий ребенок стал счастьем молодой семьи Стаценко. Медицинских проблем не было, а в поликлинику, как положено, ходили на регулярные осмотры.
День, когда залетный фотокорреспондент из столичного журнала носился по коридору и снимал детей, мама, Нина Васильевна, помнит, но точную дату определить не берется.
- Сидели мы с Аней в кабинете у врача. Откуда-то появился этот фотограф. Я тогда даже толком не поняла, из какого он журнала. А потом муж приносит "Здоровье" и говорит: "Смотри, наша Аня!". Я не утверждаю, что на обложке был снимок нашей дочери, но нам с мужем так показалось. Очень похожие края косыночки, мы ее, кстати, долго хранили. Позже я дочери рассказывала эту историю.
Причина осторожности и оговорок Нины Васильевны не только в провинциальной скромности, но и в том, что она восемнадцать лет служила в транспортной прокуратуре, то есть точность для нее - профессиональное понятие. Больше всего она опасается, что этот рассказ может быть воспринят как претензия к фабрике "Красной Октябрь".
Сама Анна Стаценко, теперь Межгородская, тоже забеспокоилась, когда услышала о том, что ее имя может появиться в газете:
- Зачем это? Тогда придется доказывать, что на снимке изображена именно я.
Впервые шоколадной историей она заинтересовалась лет десять назад, вернее, обратила внимание на рассказ матери. Нина Васильевна и раньше упоминала об этом событии, но девочку это как-то не затрагивало. А тут стали перебирать старые вещи и в залежах бумаг обнаружили старый журнал со знаменитым снимком. Он и сейчас хранится у Анны, но уже наклеенный на картон.
- Конечно, приятно было узнать от мамы о происхождении этой фотографии, - говорит Анна, - но она действительно никому не пыталась доказывать, что на снимке изображена ее дочь.
На снимке в журнале - кареглазая девочка с устремленным вверх взглядом. У Анны цвет глаз с возрастом не изменился, как это иногда случается. Поразительно и то, что другие детские снимки тоже запечатлели особенную манеру смотреть вверх. В общем, сходство с Аленкой удивительное, хотя нельзя отбрасывать того обстоятельства, что маленькие дети больше похожи друг на друга, чем взрослые. А если уж принарядить дитя в платочек...
Так или иначе, но некоторый шарм в семейную жизнь Стаценко история "Аленки" привнесла. И все потому, что они относятся к ней с юмором. Ахнули и рассмеялись, когда узнали, что другая выросшая девочка, доказывающая свое шоколадное первородство, намерена вырвать у "Красного Октября" чуть ли не миллион долларов. Анна полагает, что какие-то претензии фабрике может предъявить разве что художник, превративший малютку с карими очами в голубоглазое диво. Хотя, разумеется, деньги не помешали бы и самой Анне в ее бизнесе. Много лет отдав медицине, она не бросила эту службу, как сделали многие коллеги, сраженные бедностью. Сейчас у нее частный кабинет коррекции зрения с помощью контактных линз. Периоды трудностей помогала преодолевать природная веселость. У Анны и дом веселый. На попечении двух дочерей большой белый пудель и сонливый разъевшийся кот. Старшая, Катя, недавно вышла замуж, у двенадцатилетней Оли увлечения контрастные - игра на фортепиано и каратэ.
Шоколад? Нет, в семье нет культа "Аленки", но на шоколадку с портретом голубоглазой малышки смотрят с умилением.
КСТАТИ
Тамара ФЕДОРОВА, одна из старейших сотрудниц журнала "Здоровьe":
- В 1962 году я еще не работала в журнале - я тут с 1970 года, но знаю со слов коллег, что Александр Геринас был нашим внештатным фотокорреспондентом, приносил снимки, редакция отбирала то, что ей подходило, расплачивалась, и - до свидания. Никаких авторских претензий не возникало. У журнала был в те годы огромный тираж, поэтому опубликованные снимки видела почти вся страна. Как-то раз фотограф снял в рекламе лака "Прелесть" одну нашу сотрудницу, так ей мужчины со всей страны письма писали и замуж звали. Вот и обложку с Аленкой приметили. Девочка на ней действительно очень похожа на ту, что глядит на нас с обертки шоколада и других сладостей.