Главная Работа Люди 00:50 03 Декабря 2016 13978
«Запретные скорости все перекрыв, я выхожу из пике»

Знаменитый авиаконструктор Дмитрий Кива в 74 года улетел из Киева в Баку, чтобы начать жизнь сначала

Анатолий Журин

Мало кто способен круто изменить судьбу, когда за плечами без малого три четверти века. Дмитрий Кива, генеральный конструктор АНТК имени Антонова, на это пошел. В прошлом месяце он написал заявление «по собственному», бросил все и уехал в Баку. Собирается реализовать свой опыт и творческий потенциал в Азербайджане, где до сих пор никогда свои самолеты не строили. А что же Украина? Почему разбрасывается такими незаурядными людьми? Цитирую заголовок одной из киевских газет: «Скатертью дорога!». И это все, что можно сказать по такому случаю? Нет уж!

Академик, Герой Украины Дмитрий Кива отдал родному авиапредприятию более полувека. Он не просто уходит, а переезжает в другую страну. Свой отъезд в Азербайджан украинским журналистам Дмитрий Семенович объяснил односложно: «Для создания в этой стране авиастроительной промышленности». Пока там есть только перевозчик «Азербайджанские авиалинии» и Академия гражданской авиации. В этом учреждении именитому гостю уже авансом предложили кафедру профессора.

Свое решение он принял 1 октября, когда получил официальное правительственное решение, что должность генерального авиаконструктора упраздняется. Это был как удар под дых или даже ниже пояса. Дмитрий Семенович сел в это кресло не за красивые глаза — он внес огромный вклад в создание пассажирских, транспортных и многоцелевых самолетов. Принимал самое непосредственное участие в запуске целого букета самолетов — легких многоцелевых Ан-3, Ан-28, Ан-38, Ан-32, Ан-74, среднего Ан-70, широко известных в мире тяжелых транспортных Ан-124 и Ан-225, а также региональных Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Возглавлял программы их испытаний и сертификации.

Ну, и еще одно: он был третьим в славной плеяде генеральных конструкторов известнейшего советского, а потом украинского авиахолдинга. Первым был отец «семейства», знаменитый Олег Антонов (1946-1984 гг.), затем Петр Балабуев (1984-2005 гг.) и, наконец, Дмитрий Кива (с 2005-го). Получилось, что третий оказался лишним.

Справедливости ради скажем, что не вся украинская пресса бросала камни вслед знаменитому авиаконструктору. Нашлись трезвомыслящие люди, которые задавались вопросом: неужели стране больше не нужны создатели самолетов? Хотя понятно, что вопрос риторический, потому что ответ, увы, известен с тех пор, когда были разорваны пуповинные связи украинского авиапрома с нашими предприятиями.

Российские специалисты высоко ценят профессионализм Дмитрия Кивы. Вот что рассказал «Труду» его многолетний коллега и друг, крупный специалист в области сертификации воздушных судов Александр Крутов:

— Когда я узнал про переезд в Азербайджан, то откровенно ему сказал: если в нашем возрасте затеваешь такое дело, то рискуешь не увидеть плодов своего труда. На что услышал в ответ: «Ну и что? Зато могу заложить первый камень. А там вырастет и целый дом. Я очень рад, что именно мне доверили эту роль». Я не могу предсказать, чем вся эта история закончится. Но точно знаю, что генерального конструктора почти три года из Украины откровенно выдавливали. Он сам откровенно признавался, что там у хорошего авиаспециалиста, желающего что-то создать, перспектив никаких нет.

 

По сведениям источников «Труда», азербайджанскому руководству представлен план создания национальной авиационной корпорации, во многом схожей с российской ОАК. В ее задачу будет входить разработка перспективной авиационной техники и ее производство. Такой опыт у Дмитрия Кивы имеется. До 2015 года он управлял конструкторским бюро и авиакорпорацией, куда собрали разбросанные по стране заводы, имеющие отношение к авиации. Когда задающего неудобные вопросы Киву освободили от должности гендиректора, он даже порадовался — мол, теперь наконец-то сосредоточусь на конструкторской деятельности, но...

Кресло генерального конструктора из-под него вышибли совершенно иезуитски. В процессе сближения с Евросоюзом Украина готовится к переходу на нормативы Европейского авиационного агентства по безопасности, созданного по примеру нашего МАКа. В Старом Свете все нормы летной годности и правила сертификации едины, приведение их к общему знаменателю называется имплементацией. В результате на свет появился правительственный документ с такой формулировкой: «В Европейском Союзе отсутствует должность генерального авиаконструктора, а мы к нему собираемся присоединиться, поэтому должность Дмитрия Кивы упраздняется». Так он лишился всех занимаемых постов. Правда, членом национальной Академии наук остался — как известно, академика разжаловать нельзя.

Связаться с Дмитрием Семеновичем Кивой оказалось совсем не просто. На звонки корреспондента «Труда» автомат на азербайджанском и английском повторял, что абонент занят, и просил перезвонить позже. Наконец, перегруженная линия освободилась.

— Дмитрий Семенович, вы как-то можете объяснить желание украинских властей избавиться от генерального конструктора крупнейшего авиапредприятия?

— Как я могу залезть людям в голову? Отвечу словами песни Высоцкого: «Жираф большой — ему видней!»

— Если обращаться к барду, то вашему перелету в другую страну соответствует строка из другой песни: «Запретные скорости все перекрыв, я выхожу из пике»?

— Можно и так сказать. Лично я надеюсь, что выйти из пике получится.

— Многие сомневаются, что можно организовать авиационную промышленность с нуля. А вас это не смущает?

— Нисколько. В Азербайджане я реально ощутил и добрую волю, и большое желание создать собственное авиастроение. Поэтому верю, что здесь это получится. Будем стараться (из последней фразы можно сделать вывод, что Кива прибыл в Баку не в одиночестве, а вместе с единомышленниками. -«Труд»).

— В свое время в Москве на праздновании юбилея ильюшинской фирмы вы сокрушались, что авиапромы Украины и России болеют одной болезнью — на руководящие должности вместо профессионалов приходят «эффективные менеджеры», слабо разбирающиеся в специфике авиа-строительной отрасли. А теперь на ваше место, как сообщалось, пришел Михаил Гвоздев, народный депутат от «Блока Петра Порошенко». За плечами опыт работы депутатом Хмельницкого облсовета и менеджером компаний, торговавших импортными автомобилями.

— Увы, это так. Поэтому моя душа болит о судьбе как украинского, так и российского авиа-прома. Что понятно всякому, кто помнит, насколько тесно они были связаны друг с другом.

— Увы, это в прошлом. Остается только пожелать, чтобы ваши планы в Азербайджане реализовались и мы все стали свидетелями рождения новых перспективных самолетов на постсоветском пространстве.

— Спасибо. Я тоже хочу пожелать редакции уважаемого «Труда» творческих успехов и крепости духа. Она всем нам пригодится в трудные сегодняшние времена.

P.S. Признаюсь, я так и не задал висевший на языке вопрос, почему Дмитрий Семенович выбрал Азербайджан, а не Россию. Просто потому, что у нас хватает своих замечательных авиаконструкторов и уже созданных самолетов?

штрихи

Дмитрий Кива вырос в рабочей семье, путь к креслу генерального конструктора начинал со слесаря. Отец его воевал политруком ударного батальона 54-й танковой бригады. Т-34 под его командованием одним из первых ворвался в центр занятого врагом польского города Ченстохова и был подбит. Раненый Семен Кива пересел в другую машину, снова вступил в бой, в котором геройски погиб. Этот танк сегодня стоит на пьедестале, где увековечена фамилия геройского танкиста.

Люди 00:01 / 28 Февраля 2025 5791
И Берия уже не выручает

Грозный нарком не сильно помог губернатору Вологодской области Георгию Филимонову с выбором кадров

Алекс Зверев
Труд
Господин Филимонов оказался неразборчив в подборе сотрудников. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Москве задержали вице-губернатора Вологодской области Дениса Алексеева и главу регионального представительства в столице Кирилла Бочарова. Их обвиняют в вымогательстве «за общее покровительство» взятки...

Видеть в качестве своего начальника женщину хотели бы только три процента опрошенных ВЦИОМом россиян

Евгений Акатов
Труд
Фото: Андрей Аркуша/Russian Look, globallookpress.com

Просто удивительно: только три процента опрошенных ВЦИОМом хотели бы видеть в качестве своего начальника женщину. И это после всех разговоров о равноправии полов! Так чем же вам, дорогие россияне, не угодили начальствующие...

В начале XX века отец будущего модельера Отто Лагерфельд из Сан-Франциско перебрался во Владивосток

Ольга Лернер
Труд
Лагерфельд-старший занимался молочным бизнесом. А его сын переключился с молока на одежду. Фото: Stefan Kiefer/imagebroker.com, globallookpress.com

В феврале исполнилось шесть лет со дня смерти известного французского кутюрье германского происхождения Карла Лагерфельда, изменившего мир моды. По всему свету продается одежда с его логотипом, на котором фигурка человечка...

Разговор с Владимиром Ресиным, которому сегодня исполняется 89 лет

Юрий Ракитский
Труд
По словам Владимира Иосифовича, каждый год дает строителям новые поводы для гордости. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На сегодняшний день в России 107 человек удостоены высокого звания Героя Труда. Совсем немного, если учитывать масштабы страны и созидательных задач. Недавно эту награду в Кремле президент Владимир Путин вручил Владимиру...

Люди 00:01 / 14 Марта 2025 4528
Песковские заповеди

14 марта исполнилось бы 95 лет Василию Михайловичу Пескову - замечательному журналисту, писателю, путешественнику, телеведущему

Валерий Симонов
Труд
Песков был человеком верным — профессии, своей газете, читателям. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В этот день в Москве на улице Верхняя Масловка, 11 торжественно открыли мемориальную доску на доме, в котором он прожил полвека. А совсем рядом, в семи минутах ходьбы отсюда, на улице Правды...

В качестве причины увольнения 67-летний медик назвал свой возраст

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

От занимаемой должности был освобожден главный врач Чародинской центральной районной больницы (ЦРБ) Дагестана. На видеозапись случайно угодил его секс с коллегой – медицинской сестрой. Как сообщает Telegram-канал «База», главврач...

Предположительно, это связано с нуждами особой экономической зоны «Алабуга»

Фото: пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ, globallookpress.com

В Елабужский район Татарстана прибудут 24 тысячи мигрантов. Об этом, как сообщает интернет-издание «Бизнес Онлайн», заявил мэр Елабуги Рустем Нуриев. Градоначальник сообщил об этом на итоговой сессии района. Привлечение большого...

«Хотелось дальше приносить пользу государству», - отметил Александр Шептухин

Фото: Telegram-канал программы «Время героев»

Участник кадровой президентской программы «Время героев», Герой России Александр Шептухин назначен советником руководителя Росавиации. Об этом сообщается в официальном Telegram-канале программы. «Герой России участник программы...

Он написал более 300 песен и романсов, а также музыку более чем к 100 фильмам

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин присвоил композитору и актеру Александру Зацепину звание Героя Труда РФ. Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как говорится в документе, звание...