Победой грузинского фильма «Кукурузный остров» завершился в Анапе фестиваль кино стран СНГ и Балтии. «Киношок» собрал в осенней, выстуженной ветрами и штормами, но все еще многолюдной Анапе все лучшее, что было создано на постсоветстком пространстве за истекший год. По сути, «Киношок» превратился в фестиваль фестивалей, отринув былое стремление его организаторов показывать преимущественно новые, не засвеченные на других кинофорумах и в российском прокате фильмы.
Так, в этом году в основном конкурсе едва ли не половина картин уже получила признание на крупнейших международных и отечественных фестивалях, и это сделало творческое соревнование необыкновенно увлекательным и непредсказуемым по своему сюжету.
По ходу 10-дневного марафона в фаворитах успели походить разные фильмы. То это было исполненное красоты и драматизма «Испытание» россиянина Александра Котта, живописующее патриархальную жизнь небольшого казахского семейства в канун ядерного апокалипсиса — взрыва водородной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1953 году. То молва прочила победу узбекскому фильму «Колодец» — рассказу о наивном, терпеливом, бесконечно добром копателе колодцев, который в определенный момент своего трудного бытования вырастает в фигуру едва ли не мученика, страстотерпца, святого. То симпатии критиков завоевывал фильм классика азербайджанского кино Октая Мир-Касыма «Умереть отмщенным», герои которого, вопреки названию ленты, в финале отказываются от застарелых обид и жестокой мести. Вроде бы куда как актуальный по нынешним временам призыв. Но жюри его не расслышало...
Все решил последний конкурсный день. Фильм «Кукурузный остров» режиссера Георгия Овашвили, наследующий поэтические традиции грузинского кинематографа, покорил строгое, придирчивое жюри во главе с журналисткой, фотографом Екатериной Рождественской. Мудрая, немногословная картина о старом грузинском крестьянине, который вместе со своей внучкой сначала обживает, а затем засеивает кукурузой плодородный остров посреди разлившейся реки Ингури, воспринимается как метафора сотворения мира, как образ драматичного противоборства человека и природы, как свидетельство вечного круговорота жизни.
«Кукурузный остров», уже победивший нынешним летом на Карловарском фестивале, заслуженно добавил в свою копилку еще и главный приз «Киношока», а также приз за операторскую работу.
Приз за режиссуру достался фильму украинца Мирослава Слабошпицкого «Племя», прогремевшему на Неделе критики в Каннах. Это жесткое, депрессивное, но чрезвычайно талантливое кинополотно из жизни глухонемых, которые в своем замкнутом социуме повторяют многие ошибки, драмы и потрясения «большой» жизни. Специальный приз жюри завоевал армянский фильм «Романтики», не без саркас-тического блеска развенчавший компанию бывших романтиков, а теперь великовозрастных пройдох и циников, упивающихся на загородной даче до полной потери нравственных ориентиров и даже человеческого облика.
Фильм «Испытание» — недавний победитель «Кинотавра», о котором «Труд» подробно писал, был отмечен призом за лучшую музыку (его присудили композитору Алексею Айги). Не остался незамеченным и «Сын» Арсения Гончукова, снятый режиссером на собственные сбережения (о чем «Труд» тоже недавно рассказывал). Исполнитель главной роли в этом фильме Алексей Черных, снимавшийся без гонорара, из одной любви к искусству, получил приз за лучшее исполнение мужской роли. А приз за женскую роль поделили между собой юные актрисы Полина Пушкарук и Виктория Лобачева, снявшиеся в большом международном проекте «Я не вернусь» с участием России, Эстонии, Белоруссии, Казахстана...
Объединение усилий стран бывшего СССР в работе над общими кинематографическими проектами — важная тенденция последних лет, ярко проявившаяся на «Киношоке». Совместных фильмов с каждым годом становится все больше. Да и бывшие национальные республики производят все больше своих собственных лент. Оживает кино в Белоруссии, выросло молодое и талантливое поколение кинематографистов в Украине, странах Балтии. В Азербайджане при поддержке государства ежегодно снимается 6-8 фильмов, в Узбекистане — порядка 15 картин, в Казахстане — около 25-30 лент. Многие из них сняты на высоком творческом уровне, обладают немалым зрелищным потенциалом, о чем свидетельствует и экран «Киношока». Теперь бы еще сделать их достоянием нашего перекормленного голливудской диетой зрителя.
Мне кажется, в Москве один из кинотеатров давно пора назвать, к примеру, красивым и емким словом «Дружба». И отдать его экран кинематографистам России и нашего Содружества.