РОССИЯ - ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. После триумфальной победы "Единой России" Владимир Путин становится лидером

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. После триумфальной победы "Единой России" Владимир Путин становится лидером партии (сейчас он беспартийный, и таких в избирательных списках "партии власти" еще восемь человек) и досрочно слагает с себя полномочия главы государства. В Конституцию страны вносятся кардинальные изменения в части перераспределения полномочий между ветвями власти - отныне парламентское большинство формирует состав кабинета министров, президент же становится декоративной фигурой, выполняющей практически лишь представительские функции. В итоге имеем классическую парламентскую республику вместо нынешней суперпрезидентской. Владимир Путин - лидер крупнейшей думской фракции - в 2008 году становится премьер-министром с суперполномочиями. При этом в стране существует многопартийный парламент - по итогам декабрьских выборов в Думу попадают четыре-пять партий. Это так называемая "итальянская модель". О том, что такой сценарий возможен, говорят сегодня не только маститые политологи, но и авторитетные политики. Так губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила вчера: "Россия постепенно движется к цивилизованной политической системе, когда побеждающая на выборах партия формирует правительство. "Единая Россия" в случае победы на выборах сформирует правительство, которое возглавит Владимир Путин".
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Россия остается президентской республикой при резко возрастающей роли парламента. Происходит формирование принципиально новой политической системы - так называемой "системы доминантной партии". Такая система выстроена, например, в Японии, где много лет правит Либерально-демократическая партия, в Швеции, где у власти на протяжении многих избирательных циклов лидирует Социал-демократическая рабочая партия. У нас эта роль уготована "Единой России".
Такую модель политического устройства политологи называют еще "французской" - в ней парламент играет очень значительную роль во время назначения премьер-министра. К тому, что в России возможна такая версия развития событий, склоняется известный политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. Эту же точку зрения разделяет и член Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, правда с оговоркой: "Роль парламента в будущем, очевидно, у нас возрастет - при условии, что Владимир Путин останется надолго лидером "Единой России". Лично я сомневаюсь в том, что Владимир Путин согласится стать премьер-министром. Руководитель правительства - человек, назначаемый и увольняемый президентом. Зачем Владимиру Путину попадать от кого бы то ни было в зависимость? Но, с другой стороны, "Единая Россия" может внести поправки в закон о правительстве: например, принять решение, что премьер-министр назначается и увольняется только с согласия партии, набравшей большинство голосов на выборах".
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. "Единая Россия" получает конституционное большинство, сохраняет доминирующее положение в парламенте и предлагает своего кандидата в премьер-министры. При этом Конституцию никто не трогает: президент и премьер-министр просто временно меняются местами. Премьер-министр опирается на огромное парламентское большинство, его влияние на силовые структуры сохраняется в неформальном контексте. Де-факто на какой-то период центр власти перемещается в правительство, а затем, к 2012 году, если для нынешней власти все будет складываться благоприятно, вновь все возвращается на круги своя. К этому варианту развития событий склоняется политолог Центра политических исследований Алексей Макаркин. "На вопрос президенту, будет ли он баллотироваться в 2012 году, Путин никогда не давал отрицательного ответа, - замечает аналитик. - Не думаю, что парламентская власть за это время слишком усилится - она будет скорее поддержкой, ресурсом для нынешнего главы государства". Таким образом, будет разыгран один из сценариев конституционного возвращения Путина в президентское кресло.
Впрочем, существуют и версии иного рода. По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, "Путин не будет премьером, иначе он об этом не говорил. Премьер - очередная фирменная разводка, цель которой - держать в напряжении элиты в ближайшие несколько месяцев. Путин не останется у власти. В политической жизни он, возможно, видит себя международным чиновником, политическим деятелем. Что касается Конституции, то в обозримом будущем она может быть изменена, но не под Путина. Миф о его возвращении в 2012 году такой же, как и миф о его премьерстве. Многие в это верят, но не я".
ПАРТИЙНЫЕ ПАРОВОЗЫ
Партия "Единая Россия", претендующая на большинство депутатских мест в новой думе, не скрывает, что для привлечения электората активно использует систему "политических паровозиков": на этот раз в ее региональных списках значатся сразу 60 губернаторов, причем одна из них - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко - решилась на этот шаг лишь вчера. Данная политическая технология уже была опробована на предыдущих выборах и, несмотря на активные общественные дебаты о ее этичности, вполне себя оправдала.
ВЫБОРЫ 1999 года. Паровозики активно использовала партия "Отечество - Вся Россия". Тогда в этой роли выступили Юрий Лужков и Владимир Яковлев - мэр Москвы и губернатор Санкт-Петербурга. Список межрегионального движения "Единство" возглавил харизматичный глава МЧС Сергей Шойгу. В итоге никого из них среди депутатов Госдумы не оказалось.
ВЫБОРЫ 2003 года. В первую тройку общефедеральной части списка партии опять вошли Юрий Лужков, Сергей Шойгу и Минтимер Шаймиев, президент Татарстана. Сразу после выборов от депутатских мандатов они отказались. В общей сложности в списке партии значилось три десятка губернаторов, возглавлявших региональные группы, в итоге никто из них не сел в депутатское кресло.