Российские правоохранительные органы задержали Леонида Меламеда – бывшего главу госкорпорации «Роснанотех», которая с 2011 года носит название «Роснано». Бывший топ-менеджер был задержан накануне вечером, 2 июля, в рамках уголовного дела о растрате крупной суммы.
Фигурантами этого же дела, согласно данным, опубликованным на сайте Следственного комитета РФ, являются также экс-заместитель Меламеда Андрей Малышев и бывший финансовый директор корпорации Святослав Понуров. О возбуждении уголовного дела в отношении топ-менеджеров «Роснано» журналистам сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Консультации на 300 миллионов
Леонид Меламед в 1998 году возглавил государственный концерн «Росэнергоатом», а два года спустя был назначен первым заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». После его увольнения глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявил, что вклад Меламеда в компанию «уиникален», и назвал бывшего подчиненного «одним из трех сильнейших финансистов страны».
В 2007 году президент РФ Владимир Путин назначил Меламеда генеральным директором «Роснанотеха», одновременно введя его в совет директоров корпорации. «Роснантехом» Меламед руководил до 2008 года.
По данным следствия, в этот же период, с 2007 по 2009 годы, Меламед являлся совладельцем инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» (ЗАО «ИФК «Алемар»). За это время Меламед принял на работу в госкорпорацию своих подчиненных из «Алемара» - Святослава Понурова и Андрея Малышева, наделив их правом принимать имущественные решения.
«Проще говоря, увольняясь из «Роснано», Меламед создал все условия, чтобы бюджетные средства были перечислены в подконтрольную ему фирму, обеспечив себе таким образом «золотой парашют», – заявил, поясняя расследуемую схему, Маркин.
После увольнения Меламеда из «Ростеха» его креатуры заключили с компанией «Алемар» контракт на оказание «консультационных услуг», и за полгода перечислили на ее счета более 220 миллионов рублей. По другим данным, объем хищений составил более 300 миллионов. Деньги переводились в банк «Алемар», также созданный Меламедом.
По официальным данным госкорпорации, «Алемар» провел экспресс-анализ 21 проекта, однако в дальнейшем «Роснано» финансировало только восемь из них.
«При этом Меламеду было достоверно известно, что задачи, для выполнения которых он привлек ЗАО «ИФК «Алемар», являлись функциями самой корпорации «Роснано», в связи с чем привлечение услуг третьих лиц на возмездной основе в тех же целях противоречило требованиям федерального закона», – пояснил Маркин.
Чубайс против
Свое место у руля «Роснано» Меламед уступил не кому-нибудь, а своему бывшему шефу Анатолию Чубайсу. Обозреватели отмечают, что в период их руководства «Роснанотехом»-«Роснано», с 2007 по 2012 годы, расходы госкорпорации составили 196 миллиардов рублей. При этом на выдачу займов проектным компаниям было потрачено только 34,4 миллиарда. Еще 47 миллиардов были отправлены за рубеж, в рамках финансирования деятельности различных организаций и фондов. Одновременно «Роснано» отказало в финансировании многих проектов российских научных организаций.
В 2012 году Счетная палата РФ провела аудиторскую проверку деятельности госкорпорации, и обнаружила ряд подозрительных схем. Материалы проверки были переданы в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ. В феврале прошлого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка сообщил, что на основании этих материалов возбуждены три уголовных дела.
Впрочем, эта информация тогда не сильно обеспокоила руководство «Роснано». Весной 2013 года, когда Счетная палата опубликовала результаты аудиторской проверки, Анатолий Чубайс выступил с критикой деятельности проверяющих. «Я не согласен с этими замечаниями, - заявил он. - Считаю, что они несправедливы. Кстати, они (подозрительные сделки «Роснано» - Trud.ru) уже расследовались Генпрокуратурой, в результате было принято решение, что оснований для открытия уголовного дела нет», - добавил он.
Вечером 2 июля, после того, как стало известно о задержании Меламеда, пресс-служба «Роснано» опубликовала заявление, в котором говорится, что деятельность бывшего гендиректора и его коллег якобы не нанесла госкорпорации никакого вреда.
«По мнению «Роснано», все лица, причастные к процедурам проведения конкурса и подписания договора, в том числе заместитель правления «Роснанотех» Малышев и финансовый директор «Роснанотех» Понуров, действовали строго в рамках своих служебных полномочий и в соответствии с законодательством РФ, - говорится в тексте сообщения. – У «Роснано» нет оснований полагать, что в результате данного договора «Роснанотех» был причинен какой-либо материальный ущерб».
Такое заявление вызвало заметное раздражение у следственных органов. «Они подозреваются в совершении растраты вверенного им имущества государственной корпорации в особо крупном размере с использованием своего служебного положения, – подчеркнул Маркин. – Что касается следствия, то мы пока никого не обвиняем, а говорим лишь о возбуждении уголовного дела и наличии подозреваемых. И попросил бы лиц, не являющихся участниками уголовного процесса, воздержаться от комментариев», - добавил представитель СКР.
Сажать в СИЗО – не обязательно
По словам Маркина, правоохранительные органы пока задержали только Леонида Меламеда: его предполагаемый сообщник Понуров не задерживался. Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 160 УК РФ (совершение растраты имущества в особо крупном размере с использованием служебного положения), однако обвинения пока не предъявлены. Меру пресечения фигурантам должен определить Басманный суд Москвы.
Известно, что следователи СКР не стали добиваться помещения Меламеда в СИЗО. Это решение было одобрительно встречено Анатолием Чубайсом.
«Мы удовлетворены тем, что СК прислушался к аргументам и отказался от ареста Меламеда Л.Б. Тем не менее, и домашний арест считаем избыточным», – написал Чубайс в своем «Твиттере».
Обозреватели отмечают, что ранее СК намеревался добиваться помещение Меламеда в СИЗО, однако в момент, когда подозреваемого доставили в суд, на сайте правоохранительного ведомства было опубликовано сообщение, что следователи сочли домашний арест достаточной мерой пресечения.