В Петербурге полным ходом идет снос Патриотического института, даже в выходные кипит работа. Бульдозеры уже сровняли с землей прачечный корпус и лазарет. «Смешно не поддаваться, если ты — стена, а пред тобою экскаватор». Это Бродский писал когда-то по поводу другого сноса — тогда ломали Греческую церковь...
Печальный юмор в том, что сейчас в Питере собирают подписи в пользу воссоздания разрушенной Греческой церкви на историческом месте, и даже есть на сей счет положительное решение городских властей. Но одновременно на Васильевском острове идет демонтаж памятника федерального значения. На нем до сих пор висит табличка «Охраняется государством», хотя теперь ее не видно: весь фасад здания по 10-й линии закрыт строительными лесами. Фасад этот, кстати, недавно был отремонтирован за деньги из городской казны, а сносят памятник уже на средства федерального бюджета. Согласно смете, все работы обойдутся налогоплательщикам в 2,7 млрд рублей.
В защиту Патриотического института, как водится, выступала общественность. «Мы убеждены, — писал депутат законодательного собрания Алексей Ковалев, — что заявленный к реализации проект не направлен на сохранение объекта культурного наследия, а, напротив, угрожает его целостности и подлинности. Просим принять незамедлительные меры к приостановке начатых на территории объекта «Патриотический институт» работ».
Во все инстанции, включая губернатора, министров и Генпрокуратуру, летели сообщения о том, что уничтожение памятника Отечественной войны 1812 года после празднования 200-летия Бородина поражает цинизмом. Не говоря уже о нарушении городских и федеральных законов, призванных охранять памятники.
«А вот тут стоп!» — отвечают чиновники разных инстанций. Закон не нарушен. Потому что план уплотнительной застройки со сносом старых зданий и новым строительством на месте памятника — это «приспособление объекта культурного наследия под современное использование».
Комитет по защите и использованию памятников городского правительства (КГИОП) выдал заказчику (а это, как мы помним, Высшая школа экономики) разрешительные документы, где черным по белому многократно повторено: «Строительство на территории объекта культурного наследия запрещено». Подпись начальника соответствующего управления, печать, экспертизы — все как положено, полный пакет документов. Санкционирующих это самое «приспособление», которое идет в заповедном месте, в охраняемой зоне, выходящей на набережную Лейтенанта Шмидта.
Здесь два века назад стараниями императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, был создан Патриотический институт для «женских сирот», дочерей героев Отечественной войны. Этот памятник — живое свидетельство нашей истории, он связан с именами русских классиков. Институту чудом удалось почти без потерь пережить катастрофический ХХ век.
Но в начале века нового он попал в ведение Высшей школы экономики. Казалось бы, славно: памятник не поменял образовательной функции. Однако директор петербургского филиала ВШЭ Александр Ходачек утверждает, что исторических помещений, в которых учились благородные девицы, а в советские годы — энергетики, для студентов ВШЭ не хватает. Тогда, может быть, не стоило трогать ветхозаветную петербургскую старину, а взять более подходящее здание и приспособить для студентов-экономистов? Чай не сироты, у ВШЭ только в Петербурге десять адресов, среди которых есть более чем вместительные. Ан все равно мало...
Задолго до сноса градозащитникам и корреспонденту «Труда» удалось встретиться с директором ВШЭ и его помощниками. Тяжелый разговор продолжался несколько часов. Нам показали устаревший макет «приспособления» памятника. Комплекс Патриотического института с тенистым садом за каменной оградой, трех- и четырехэтажными домиками, церковью и служебными постройками превращается в новые здания высотой до шести этажей. Пространство перед церковью будет убито, как и уникальность этого места. Внутри двора запланировано новое административное здание. На месте садика, который был подарен «патриоткам» Николаем I, возводится новый корпус, где будет подземная стоянка на 50 машиномест (в нескольких десятках метров от полноводной Невы)...
В ходе встречи замдиректора питерского филиала ВШЭ Владимир Виленчик дал понять, что нам оказана большая милость: «У нас нет юридических оснований для встречи с вами». Директор филиала, напротив, внес теплые нотки: «Мы хотим сделать красивую ограду!» В чем нет сомнения, так это в том, что нам хотят «сделать красиво». Очевидно, что Высшая школа экономики этого хочет всегда — и когда разрабатывала стратегию либеральных преобразований в России, и теперь, будучи автором реформы образования, пропагандируя подушевое финансирование и ЕГЭ.
Как говорил другой классик, «по форме правильно, а по существу издевательство».
А в это время
В Москве на Воздвиженке продолжают крушить дом Волконских — исторический памятник, дом, где жил дед Льва Толстого, воспетый в романах великого русского писателя. Крушат, невзирая на запреты. Московские власти со стороны наблюдают за отчаянными попытками общественности и депутатов настоять на исполнении норм федерального и городского законодательства об охранных зонах памятников архитектуры.
Утром 28 июня возобновились работы по механической разборке купола, карниза и фриза дома, остановленные в ночь с 24 на 25 июня совместными усилиями «Архнадзора», депутатов Государственной думы и Московской городской думы. Эти работы были и остаются абсолютно незаконными. Еще 11 марта 2013 года Объединение административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ) выдало предписание на остановку разборки несущих стен и кровли до выдачи соответствующей разрешительной документации. Никакой новой разрешительной документации не появилось, но городские власти по-прежнему не препятствуют разрушению мемориального дома.
Градозащитные движения начали всероссийскую акцию протеста против разрушения дома. Движение «Архзащита Уфы» призвало всех неравнодушных записывать на улицах своих городов видеоролики в защиту дома Волконских и распространять их в социальных сетях. К ним присоединились общественные движения в защиту памятников искусства и старины Вологды и Нижнего Новгорода. В Москве в эти выходные у дома Волконских с 8.00 до 24.00 активисты «Архнадзора» читали «Войну и мир» вслух. Но что слова против отбойных молотков?
Дом Волконских рушат уже 106 дней. Неужели во всей Москве не наберется 100 тысяч человек, которые не дадут его сломать?